И вновь катится «Красное колесо»

Фото с сайта Театра Российской армии

Постановку по солженицынской эпопее, посвященной русской революции, представил в Театре Российской армии Борис Морозов


В череде событий, связанных со 100-летием со дня рождения Александра Солженицына, особого внимания заслуживает постановка по солженицынской эпопее, посвященной русской революции. Ее представил в Театре Российской армии художественный руководитель, режиссер Борис Морозов.

На фоне процветающей развлекаловки и модного андеграунда «Красное колесо» резко выделяется глубиной погружения в историю противостояния между государством и разрушающими его силами. По сути это политический детектив, так эпически представленный на самой большой сцене в Европе. Присутствовавшая на премьере вдова писателя Наталия Солженицына была поражена тем, как удалось 10 томов романа уместить в три часа сценического времени и при этом не изменить автору — к слову, плохо себе представлявшему собственные произведения замк-нутыми в пространстве сцены. Хотя 20 лет назад Морозов поставил «Пир победителей» в Малом театре, и уже тогда Александр Исаевич был вынужден признать, что театральное искусство не чуждо его идеям и стилю.

Итак, колесо истории совершило очередной оборот, и теперь события двух русских революций обрели новую зримость, суть которой можно расшифровать так: когда Бог умирает, все позволено, и жажда власти рождает чудовищ. Шекспировский замах, не правда ли? Только события не отдалены от нас многими веками, они, кажется, происходили на родной почве совсем недавно, потому что страшные рубцы до сих пор тяжело саднят.

В стремительном беге тех событий режиссер взял за основу две линии: предательство ближнего и дальнего окружения Николая II — и «надпатриотизм» заграничного стратега Владимира Ленина, сумевшего толкнуть страну на путь поражения в Первой мировой и обращения ее в войну Гражданскую, которая окончательно сломает хребет той России, которую он ненавидит. Для Ильича (его играет без грима Денис Кутузов) не существует моральных запретов. Вот деталь: Инесса Арманд, написавшая трактат о свободной любви, свободно на глазах серой мышки Наденьки Крупской крутит роман с будущим вождем мирового пролетариата, ибо любые моральные аномалии так легко оправдать в чаду борьбы с прошлым, за «освобождение трудящихся».

Разброд и шатание в политических партиях, коих накануне Октябрьского переворота было множество, доходит до одобрения убийства агентом охранки Дмитрием Богровым (артист Александр Рожковский) Петра Столыпина. Кровавая драма, разыгравшаяся в киевском оперном театре во время спектакля «Сказка о царе Салтане», — один из центральных узлов спектакля. В ней отразилась разрушительная суть революции: одной из первых ее жертв стал реформатор, отменивший ссылку на Сахалин и учредивший аграрную реформу... И по тем самым тысячам километров железной дороги, что были построены под началом Столыпина, поезд с красными колесами (в формате видео он постоянно появляется на экране) везет Николая II, подписавшего отречение от престола, и всю его семью вначале в Тобольск, а потом в Екатеринбург, навстречу чудовищной казни в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в доме Ипатьева.

Нравственный романтик Солженицын, вернувшийся на родину после вынужденной эмиграции, испытывал жестокое разочарование. Практически ни одна из его идей, сформулированных в знаменитой статье «Как нам обустроить Россию?», не была принята теми, от которых зависело будущее страны. Всеми способами классику пытались сказать одно: он безнадежно устарел со своими тревогами и предостережениями. Вот и сегодня откуда-то сверху доносятся бодрые голоса, уверяющие, что Россия-матушка окончательно встала с колен и шагает к прогрессу. Но, думаю, куда больше тех, кто видит, как опасно нарастают в этом обществе разрывы, как леденеет климат вокруг страны. И кто сегодня поручится за то, что роковое красное колесо не покатится дальше, все сметая на своем пути?

Именно об этом спектакль в Театре Российской армии.

 



Россия победила алкоголизм, считает французская газета Le Monde. Так ли это?