Каршеринг с подвохом

О чем же надо знать гражданам, чтобы краткосрочная поездка за рулем арендованного автомобиля не обернулась долгими проблемами?

В российских мегаполисах набирает популярность каршеринг. Однако новый сервис оценили не только бизнесмены и водители, но и криминальный мир. О чем же надо знать гражданам, чтобы краткосрочная поездка за рулем арендованного автомобиля не обернулась большими и долгими неприятностями?

В Москве автопарк каршеринга уже превысил 20 тысяч единиц. Арендовать машину для поездок по городу оказалось выгоднее, чем пользоваться услугами персонального водителя или вызывать такси. Столичные власти поддержали бизнес, посчитав его эффективным инструментом разгрузки городского трафика. Но за четыре года существования каршеринга выяснилось, что он предоставляет массу возможностей для отъявленных злоумышленников.

Сами прокатчики страдают от банальных краж, когда новая машина разукомплектовывается в процессе эксплуатации. Поначалу пропадали огнетушители, аптечки, коврики и запаски. А сегодня воры нередко откручивают зеркала, заменяют аккумуляторы, колеса и даже кресла. Как удалось установить оперативным сотрудникам МВД, в столице действуют несколько подпольных сервисов, где быстро меняют практически новые детали на многократно восстановленные или вообще нерабочие.

Идем дальше — и зажмуриваем глаза от ужаса! Автомобили каршеринга используются для оказания услуг сексуального характера, ведь час аренды бюджетного авто обойдется куда дешевле номера в захудалой гостинице. Полюбился каршеринг и наркоманам, использующим салон как безопасный временный притон. Облюбовали каршеринг и наркокурьеры. Взятая на время машина подходит преступникам с точки зрения конспирации: пользоваться сервисом можно анонимно и внезапно. И попробуй отследить и взять барыг с поличным. Такие авто используются преступниками и для поездок, и как место для закладок наркотических веществ.

И тут есть опасность для вполне добропорядочных арендаторов. Не всегда спрятанная в машине «дурь» достается тому, кому предназначена, бывает, авто с опасным грузом оказываются в руках ничего не подозревающих водителей. А каршеринговые машины часто останавливают для проверки люди в погонах. И вот он, риск на ровном месте получить обвинение по одной из частей ст. 228 УК РФ. Доказывай потом свою непричастность, как Иван Голунов...

Еще одна из проблем каршеринга заключается в возможности доступа к услугам сервиса с использованием личных данных других людей. Для преступников это настоящий подарок. Раньше им машину приходилось угонять, а сейчас достаточно заполучить логин с паролем — и разъезжай себе под чужим именем. Этим, кстати, активно пользуются не только уголовники, но и многие из тех, кого за какие-то провинности отстранили от управления транспортными средствами.

В столичной ГИБДД накопилось несколько сотен материалов о ДТП, когда не удалось установить личность водителя, находившегося в момент аварии за рулем арендованного автомобиля. Инспектора запрашивали информацию из базы данных сервиса, но потом оказывалось, что человек в тот день и в то время находился где угодно, но только не на месте происшествия. Просто он сам стал жертвой хакеров, взломавших его аккаунт.

Что со всем этим делать? Столичные полицейские выходили с предложением для начала оснастить каршеринговые авто салонными видеорегистраторами. Однако прокатчики не соглашаются — приводят доводы про вмешательство в частную жизнь граждан и экономическую нецелесообразность. Видеорегистраторы стоят дорого и по этой причине рискуют быть украдены первыми...