РАЗДЕЛИТЬ ВЛАСТЬ

Вчерашний день стал началом нового политического сезона. На первом после зимних каникул заседании Совет Думы принял к рассмотрению два внесенных президентом законопроекта, которые станут "гвоздями" весенней сессии: "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

Речь идет о разграничении полномочий всех уровней власти. Уже два этих законопроекта, как сказал "Труду" заместитель главы президентской администрации Дмитрий Козак, "на пятьдесят процентов решат проблему разграничения полномочий". Остальные законы, и в первую очередь Бюджетный и Налоговый кодексы, надо будет приводить в соответствие с ними.
По мнению разработчиков, обсуждение законопроектов в Думе пойдет бурно, поскольку они затрагивают принципиальные основы власти. Особенно по организации самоуправления, которого до сей поры нет на 70 процентах территорий России. О том, что дискуссия будет непростой, говорит и глава Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый. Он утверждает, что в предлагаемых поправках к законам "трудно будет отделить нормы, которые улучшают закон, от популизма и политических пристрастий".
Однако авторов законов не пугают ни большое количество поправок, ни возможные политические спекуляции. Дмитрий Козак считает, что чем больше поправок, тем лучше, поскольку рассмотрение конкретных предложений к конкретным документам - это самая продуктивная работа. А какие популистские приемы обычно используют некоторые депутаты? Законодательно наделить социальными льготами какую-либо категорию граждан без определения, кто за это отвечает и откуда брать средства, - как это было недавно. Или, наоборот, о давно необходимом обществу законе говорят, что он лишит социальных льгот, скажем, многодетных матерей или ветеранов...
Ни от каких своих обязательств государство не отказывается. Напротив: оно стремится к тому, чтобы все выделяемые средства на социальную сферу распределялись по закону - четко и адресно. Скажем, на пособия семьям, имеющим детей, государством выделяется 19 млрд. рублей - по 70 рублей на ребенка в месяц. Предлагается эти деньги передать субъектам, а они решат, как лучше их распределить. Наверняка на месте лучше видно, что детям богатого человека, например, это пособие совершенно не нужно, а семье молодых учителей можно его увеличить. Или взять льготы ветеранам. Существующий порядок их распределения, когда, скажем, обеспечение бесплатными квартирами выполняется только на пять процентов, подрывает доверие к власти, ведет к различным махинациям. За прошлый год, например, проверка, проведенная Минтрудом, обнаружила 7 миллионов "липовых" ветеранов, на которых регионы получали из федерального бюджета трансферты. Что это, как не приписки?
Вообще кто отвечает за безопасность граждан, за выплату пособий? Кто обеспечивает работу больниц и школ? Кто, наконец, ответствен за тепло или его отсутствие в квартирах, домах и даже целых населенных пунктах? Понятно, что власть. Но какое именно ее звено? С кого спрашивать? "Власть, - сказал 19 декабря в прямом эфире президент Путин, - должна быть организована таким образом, чтобы любой уровень управления имел соответствующие четко очерченные права и обязанности, имел возможность реализовать эти права и обязанности, чтобы были достаточные финансовые источники для их реализации".
Законы о разграничении полномочий, которыми Дума займется во время весенней сессии, призваны стать основой для этого.