БОМБА ДЛЯ СТЭНА

Наша машина пересекает по мосту Московскую кольцевую автомагистраль и поворачивает на узкую боковую дорогу. Через несколько минут мы у цели. Высокая кирпичная ограда, контрольно-пропускной пункт, на воротах симпатичные "портреты" немецких овчарок, что и неудивительно: мы в Зональном центре кинологической службы ГУВД Москвы.

Начальник центра полковник Нурсаит ГИЛАЗОВ, прежде чем показать "четвероногих милиционеров", вводит нас в курс дела:
- Мы входим в структуру криминальной милиции. Наши специалисты работают с собаками по четырем основным направлениям. В отделении общей розыскной работы готовят собак-следопытов. Очень перспективное отделение по обнаружению взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов. Понятно, что именно этому направлению в последнее время придается особое значение. Много работы и у тех, кто специализируется на обнаружении наркотиков. Ну и, наконец, четвертое направление - общий курс дрессировки служебных собак для всех московских округов, где созданы свои кинологические центры.
- Работаете только с немецкими овчарками?
- В основном - да, потому что это универсальная порода, очень хорошо поддается дрессировке. Но есть у нас и лабрадоры-ретриверы и спаниели - они работают исключительно по наркотикам.
- А специалисты-кинологи, где их готовят?
- В стране действует несколько профильных учебных заведений. Среди лучших - Ростовская школа служебного собаководства. Многие наши сотрудники - ее выпускники. Есть учебные центры в Барнауле, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве, где кинологи и их четвероногие помощники получают необходимые знания и практические навыки, о чем свидетельствуют не только соответствующие аттестаты, но и призовые места в ежегодных всероссийских и международных соревнованиях...
Вместе со старшим инспектором-кинологом Михаилом БУРЦЕВЫМ идем к вольерам, откуда доносится дружный собачий хор. Михаил каждую овчарку знает "в лицо".
- Вот Стэн, ему девять лет. В свое время, если помните, по телевидению и в газетах сообщали о том, что в самом центре Москвы злоумышленники заложили взрывчатку под монументальную скульптуру Петра Великого работы Зураба Церетели. Так вот, инспектор Андрей Сергеев со Стэном на это происшествие выезжали, и наша собачка обнаружила там около четырех килограммов пластида. В другой раз Стэну пришлось искать взрывное устройство на Кутузовском проспекте, в магазине "Спорт-сити". И тут он не подвел: быстро нашел самодельную "бомбу" из 800 граммов тротила, блока питания и детонатора.
Виктор Крылов со своим Грэем выезжал в район Южное Бутово, где, по оперативной информации, в одной из квартир прятали оружие. Подозреваемый все отрицал, но прибыл кинолог с собакой, и арсенал был обнаружен в тайнике.
Подобных примеров много. Это, можно сказать, обычная наша работа.
- А разве нет у милиции приборов, которые могли бы сделать то же самое?
- Есть и приборы. Однако практика показывает, что собачий нос гораздо эффективнее.
- Вы работаете только в Москве?
- Бывают и дальние командировки, особенно в "горячие точки" - на Северный Кавказ, в Чечню. Многие наши ребята в боевых действиях участвовали. Один кинолог погиб под обстрелом. И собака одна не вернулась. Боевики поставили фугас с растяжкой. Собака шла впереди. Она, можно сказать, спасла людей, которые двигались следом.
- А есть у вас овчарки, которые, честно отслужив свое, "вышли в отставку"?
- Есть такие. Вот Тарзан, видите, выбежал из вольера на прогулку? Он у нас "пенсионер", ему уже тринадцать стукнуло. Хороший пес, трижды в Чечню ездил, я сам с ним там был в 99-м. Между прочим, чеченские полевые командиры своим снайперам за каждую убитую нашу собаку и каждого кинолога большие деньги обещали...
- В новогодние праздники видел репортаж, как до начала елочных праздников ваши люди с собаками проходили по залам.
- Проходят прохожие на улице, а мы работаем. Наша цель - предупредить ЧП.
- На Дубровке-то не предупредили, хотя туда террористы часть боеприпасов и оружия заранее завезли.
- В том нет нашей вины, нас в тот клуб, где ставили мюзикл "Норд-Ост", почему-то не позвали...
- Что самое главное в воспитании служебной собаки?
- Терпение. И еще надо очень любить животных и свое дело. Ведь щенок - это тот же ребенок, из него можно вырастить кого угодно - злобного зверя или преданного друга и помощника. У нас полушутя говорят: покажи мне твою собаку - и я скажу, кто ты.