НА ПОЛПУТИ К ЕВРОПЕ

Белоруссия готова настежь открыть для России окно в Европу. А похолодание в отношениях союзных стран - явление временное. Ведь как бы сложно (по взаимной вине) ни складывался политический диалог на высоком уровне, обе страны настолько завязаны друг на друге, что никому и в голову не придет рвать кровные узы.

Стоит хотя бы посмотреть, как обстоит дело в некоторых сферах экономического взаимодействия. Небезынтересно, в частности, какие темы обсуждались на прошедшем недавно в Минске семинаре российских и белорусских СМИ, красноречиво называвшемся "Белорусский транзит".
Россия сегодня действительно главный партнер Белоруссии, на ее долю приходится 58 процентов внешней торговли республики. В свою очередь, Белоруссия, товарооборот с которой составляет 10 млрд. долларов, остается нашим вторым (после Германии) торговым партнером. Правда, Китай и Италия уже "дышат в спину", но в Минске считают, что в 2004 году в состоянии показать на этом направлении 20-процентный рост.
И Белоруссия остается самой короткой и надежной нашей дорогой на Запад. Показательно, как ответил на вопрос: насколько республиканская "чугунка" готова к работе в составе Союзного государства? - Владимир Жерело, первый зам. начальника Белорусской железной дороги.
- И готовиться не надо. Республиканская дорога уже сегодня работает в условиях единого пространства. Наш начальник дороги каждое утро начинает работу с доклада Геннадию Фадееву (глава ОАО "РЖД"). А как может быть иначе, если 90 процентов транзита приходится на Россию? Так что дело за командой: поступит она сверху - мы тут же вернемся в прежнее состояние, когда были структурным подразделением МПС.
Воспринять оптимизм железнодорожника как некий повод для злорадства: "вы, мол, без нас никуда" (такие деятели у нас, к сожалению, есть) - большое заблуждение. России без железнодорожного окна на Немане тоже не обойтись. Транзит, к примеру, через Украину и дальше, и дороже. Ведь белорусские грузовые тарифы ниже, чем у других независимых соседей. К тому же устанавливаются в полном "синхроне" с российскими. И в Минске не надувают щеки, не "тузлятся" по всякому поводу.
Оставляя за скобками такой сложный, поистине глобальный вопрос, как введение на общем пространстве рубля в качестве единой валюты (он требует отдельного, обстоятельного разговора), перейдем к собственно "транзитным".
ПОДДАЙТЕ ГАЗУ, СЛАВЯНЕ
Сотрудничество в газовой сфере наряду с "рублевой", пожалуй, самая проблемная тема в интеграционном процессе наших стран. И как бы в Минске ни делали вид, что здесь все в ажуре, а переговоры с Газпромом движутся в заданном направлении, на самом деле ситуация почти патовая. Как известно, белорусы настаивали, чтобы Газпром в 2004 году увеличил поставки российского газа по внутренним российским ценам (около 28 долларов за тысячу кубометров) и выкупил 49 процентов акций "Белтрансгаза" почти за 2 млрд. долларов. (На начальном этапе переговоров называлась цена в 5 млрд. долларов). Газпром оценивает госкомпанию в 580 млн. долларов и готов купить только контрольный пакет. Наш газовый монополист не желает, да и не может сегодня инвестировать требуемые партнерами 1,7 млрд. долларов в компанию, которую не может контролировать.
После долгого препирательства Белоруссия пошла на некоторый компромисс, отказавшись от контрольного пакета акций в СП, согласившись на равное участие сторон в его капитале. Кроме того, вроде договорились о проведении независимой оценки стоимости "Белтрансгаза". На минувшей неделе белорусский премьер Сергей Сидорский заявил о готовности своей страны погасить долг перед Газпромом в размере 129 млн. долларов.
Словом, все так хорошо, что хуже некуда: на дворе середина января, а ясности в газовых делах не наблюдается. Пока определились работать по временной схеме, когда в январе 2 млрд. кубометров газа соседям поставят независимые компании "Транс-Нафта" и "Итера". Газпром ждет ответа от властей Белоруссии, которым предстоит либо согласиться на условия россиян и получать относительно дешевый газ, либо пойти по пути компенсации его подорожания до 50 долларов за тысячу кубов.
ДОРОГАЯ НАША ТРУБА
Другое направление - "черное золото". Нефтетрафик остается для Белоруссии одним из главных источников пополнения госбюджета. Президент концерна "Белнефтехим" Иван Бамбиза, не скромничая, признает, что в республиканском экспорте доля госкомпании составляет более 25 процентов. В этом году транзит российской нефти через Белоруссию составит 83 млн. тонн, то есть более половины всего нашего нефтеэкспорта. В этой сфере в отличие от газовиков проблем значительно меньше, если не брать во внимание претензии соседей на российские акции Мозырского НПЗ. Эта тема весьма деликатная, и наши собеседники соответственно старались ее обходить. Зато не скрывали, что тарифы на прокачку "черного золота" по территории РБ самые низкие (в сравнении с украинскими и прибалтийскими). К тому же они остаются неизменными с декабря 1995 года.
Это, понятно, обеспечивает их привлекательность для российских нефтяников, все более увеличивающих экспорт сырья в Европу. Конкуренция в этой сфере достаточно высокая, и белорусы стараются перетянуть на себя поток российского нефтеэкспорта. Так что риторика о дружбе и братстве двух стран имеет под собой и сугубо меркантильную основу. За каждую тонну нефти, прокачанной на 100 километрах трубы, Белоруссия получает до 60 американских центов. При этом общий объем ежегодно поступающих в казну РБ нефтедолларов засекречен. Господин Бамбиза лаконичен: "Достаточно, чтобы поддерживать трубопровод". Из чего следует, что наши партнеры трудятся на трубе в поте лица (расходы на ее содержание в этом году составят более 55 млн. долларов), чтобы удовлетворить Россию.
В МИНСКЕ НАС ЕЩЕ ЛЮБЯТ
Куда более откровенными оказались простые минчане, общение с которыми оказалось приятным и полезным, в том числе для понимания проблем строительства общего государства. Сразу заметим: уличные собеседники, как правило, высказывались за объединение двух стран. Представители старшего поколения не скрывали ностальгии по временам былого Союза и гневно осуждали Беловежское соглашение.
Молодежь предъявляла вполне объективные претензии к России за непоследовательность. "А что вы ждете от нашего руководства, если в Москве идею Союза политики используют в своих целях и вовсю тормозят процесс создания единого государства?" - строго спросила студентка-филолог.
Конечно, не все белорусы так настроены. Молодой человек, представившийся бизнесменом, назвал идею Союза "абсурдной и вредной" для национальных интересов своей страны, все более, дескать, сползающей в объятия Москвы. "Если Лукашенко все же пойдет на введение в республике российского рубля - это будет актом предательства. Нам надо двигаться в сторону цивилизации и высокой европейской культуры, а Москва как была лапотной, так ею и останется. У Белоруссии свой путь... " - эмоционально завершил свою обличительную тираду предприниматель, неплохо, видимо, вписавшийся в "статус-кво"...
В целом же нигде не приходилось встречать столько доброжелательности по отношению к России и россиянам, как здесь, в Минске.
Если же логика объединения так или иначе деформируется, Россия может потерять интерес к транзиту своего экспорта. Издержки неизбежно будут нарастать. Уже сейчас нефтяники ставят вопрос о строительстве трубопровода на Мурманск мощностью 60-70 млн. тонн в год. А проект транспортной стратегии, предложенный на ближайшее заседание правительства, предполагает расширение Балтийской трубопроводной системы до 62 млн. тонн. Другим приоритетным направлением транзита сырья считается прокладка трубы на востоке страны с выходами в Корею, Китай и Японию. Газпром не отказался от плана прокладки газопровода по дну Балтийского моря с выходом на Германию... Так что во взаимных интересах - большая определенность и объединительная воля.