СПОРНЫЙ ЕДИНЫЙ СЕЛЬХОЗНАЛОГ

В России с 1 января всегда было принято начинать жить по-новому. Первый день 2004 года не стал исключением - у нас появились нововведения в различных областях жизни. Например, Закон об обязательном автостраховании, новые налоговые режимы. В частности, с 1 января 2004 года организации и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. О новой системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей мы беседуем с исполнительным директором Российского союза предприятий молочной отрасли Владимиром ЛАБИНОВЫМ.

- Владимир Витальевич, как молочная промышленность отнеслась к новой системе налогообложения?
- Далеко не однозначно. Скажу больше, есть твердая уверенность, что новая схема налогообложения именно для молочного животноводства окажется не столь эффективной, как бы нам хотелось. Поясню. В чем основная мысль нового закона? В том, что сельскохозяйственным предприятиям предлагаются более льготные условия, чем другим отраслям. Единый сельскохозяйственный налог заменяет четыре действовавших налога: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций и единый социальный налог.
При первом прочтении видится достаточно эффективная схема, в которой имеются очевидные выгоды для сельхозпроизводителей, однако есть одно "но" - это налог на добавленную стоимость, который действует для всех отраслей по всей стране. На этом налоге все друг с другом завязаны. И это означает, что большинство отраслей сельского хозяйства, замкнутых на дальнейшую переработку, при новой схеме лишается вполне определенного источника доходов.
Судите сами. Ряд хозяйств, работающих стабильно и активно приобретающих материалы, комбикорма, оборудование, имеют положительное сальдо по НДС. То есть сумма НДС, предъявляемая к возмещению из бюджета, превышает сумму НДС, которую хозяйство уплатило в бюджет с проданного сырья. Перейдя на новую схему и перестав работать с НДС, предприятие лишается этой суммы. Сегодня перерабатывающая промышленность в условиях, если их поставщики переходят на новую систему налогообложения, будет платить за поставляемое молоко без НДС. Получается, что для перерабатывающей промышленности в чистом виде ничего не изменится: с частью поставщиков расчеты пойдут без НДС, соответственно эта сумма не будет возмещаться государством. Для некоторых сельскохозяйственных производителей подобная схема окажется малоэффективной.
- А какие плюсы имеет эта система налогообложения?
- Совершенно очевидно, принятие этого закона было продиктовано заботой о сельскохозяйственном товаропроизводителе. Единый налог имеет ряд положительных моментов, и разработчиков можно похвалить за то, что они обратили внимание на сельское хозяйство. Так, для целого ряда сельскохозяйственных предприятий данный закон будет, безусловно, полезен. Те из них, кто уже сейчас работает в системе бюджетирования, планирует свои финансовые потоки, активно инвестирует в производство, получат явную выгоду от нововведения, ведь новый закон позволяет считать расходами весь объем оплаченных приобретений, соответственно есть возможность самому планировать и формировать налогооблагаемую базу, которая есть разница между реально поступившим на счет или в кассу денежным доходом и реально понесенными расходами. С этой разницы уплачивается всего 6 процентов.
Но мы чувствуем, что для ряда производителей молока этот документ не будет хорошим. Та благородная миссия по защите отечественных сельхозпроизводителей, которую имели в виду авторы закона, в целом до конца не выполнена. И, главное, разработчики не учли, что сельское хозяйство очень разнопланово. Это и производство овощей, и молочное животноводство, и рыболовство, и лен, и рис, и тутовый шелкопряд, и многое другое. Установить общие правила так, чтобы они удовлетворяли всех, очень и очень сложно. К сожалению, авторы закона многого не предусмотрели.
- А почему этот закон имеет добровольную основу?
- Сложно сказать. Думаю, что в этом заложен некий элемент апробации. Просто издать закон и сказать, что он пилотный, - неправильно: закон на то и закон, чтобы его выполняли. Возможность добровольного применения, наверное, подспудно выполняет миссию апробирования. С другой стороны, возможность выбора - это своего рода учет особенностей каждого конкретного хозяйства. Выгодна новая схема - переходи, нет - оставайся в старой системе.
- А не приведет ли такой добровольный выбор к дополнительным нестыковкам как в самой отрасли, так и во взаимоотношениях с партнерами, для которых налоговая система не изменится?
- Нельзя создать коммунизм в отдельно взятом сегменте, в отрыве от всей страны. А мне кажется, получилось именно так: в условиях, когда вся страна живет по одним правилам, ее фрагмент выделен в какие-то особые условия. Естественно, это повлечет за собой перекосы, так как этот субъект права находится в непосредственных взаимоотношениях с "внешним миром"- он покупает у одних и продает другим. Причем получает продукцию как потребитель у разных организаций, в том числе не относящихся напрямую к сельскому хозяйству, то есть обязанных работать по старой схеме. Отсюда вывод - нестыковки будут. Один из примеров - это как раз недобор средств в виде НДС от перерабатывающей промышленности, которых не получат хозяйства.
Что касается молочной промышленности, то и здесь я вижу трудности: автоматически придется делить поставщиков на две группы по схемам расчетов- одна группа поставляет молоко, находясь в старом режиме налогообложения, другая, находясь в новом.
Вообще новая схема позволяет "выиграть" тому, у кого минимум партнеров, работающих в старых условиях. Примеров таких сельскохозяйственных производств много, но, увы, это не относится к молочному животноводству.
- Как отнеслись к единому сельскохозяйственному налогу другие участники молочного рынка?
- В начале января в рамках Молочного союза России мы провели своеобразный "круглый стол". Компании Центрального региона ВБД, Данон, Кампина, Эрманн, Останкино, Карат, Истра-Нутриция, Обнинский молочный завод обменялись мнениями. Когда попытались разобраться, в каких случаях возможно получение выгод, то оказалось, что ответ на этот вопрос может быть дан только после детального рассмотрения финансового состояния каждого отдельного сельхозпредприятия. Каждый может увидеть свои выгоды только сам.
Главный вывод, к которому мы пришли: не надо торопиться с переходом на "пряник", которым тебя поманили. На бумаге может быть одно, а в реальных рыночных условиях окажется совсем другое. Совершишь ошибку сейчас - расплачиваться придется целый год. Это касается всех сельхозпроизводителей - и производящих молоко, и производящих мясо. Особенно тех, продукция которых не является конечным продуктом, доносимым непосредственно для потребителя. Нужно очень внимательно просчитать свои бюджетные части как в расходах, так и в доходах. И я думаю, что при таком детальном просчете многие из них повременят с переходом на новую систему налогообложения.
К слову, на сегодняшний день в молочной промышленности очень мало руководителей предприятий, изъявивших желание переходить на новую систему налогообложения. Большинство из представителей компаний, участвовавших в "круглом столе", признавалось, что, с кем бы они ни встречались, с кем бы ни беседовали, - все понимают очевидную невыгодность перехода на подобную схему. Для многих недобор суммы НДС при продаже продукции не компенсирует сулимых выгод от введения ставки единого сельхозналога.
- Насколько сегодня российская молочная промышленность окрепла, способна ли она выдерживать стрессовые ситуации, подобные новому закону налогообложения?
- С 90-го года в России имел место неуклонный процесс снижения потребления молока и молочных продуктов в расчете на душу населения. С 360 литров мы упали до 210. Вместе с этим происходило и падение производства. Это падение было на уровне 40-50 процентов. Разорялись и молочные заводы, и производители молока. Только начиная с 2000 года наметилась тенденция роста объема потребления молока и молочных продуктов. Сказать, что молочная промышленность вся целиком за последние годы окрепла, нельзя, ситуация достаточно зыбкая. Другое дело, что в самой молочной промышленности процессы концентрации производства происходят очень активно, то есть сильные укрепляются сильнее, слабые разоряются быстрее. Молочная промышленность в отличие от других пищевых отраслей промышленности наиболее самодостаточна. Доля импорта в потреблении молочных продуктов из всех групп продовольственных товаров самая низкая.
Хотел бы еще уточнить. На перерабатывающие молоко предприятия новый закон фактически не повлияет - сколько они недоплатят НДС поставщикам, столько же и недополучат в виде зачета. А вот для поставщиков, то есть для того же молочного животноводства, эффект от снижения общей суммы налогов нивелируется недобором НДС при реализации продукции. На практике новая система налогообложения не приносит дополнительных выгод.
Как это отразится на отрасли? Трудно сказать, все зависит от того, сколько предприятий захотят пойти по новому пути. Мы надеемся, что каждый руководитель сельскохозяйственного субъекта, каждый производитель, будь то производитель тутового волокна, производитель рыбы, молока, сахара, льна, мяса и т.п., внимательнейшим образом проработает все варианты. Повторюсь, сельское хозяйство - это огромный спектр самых разнообразных отраслей. И в каждой из них свои условия, нормы, правила и порядки. Вот почему для одних новый закон окажется благом, для других может стать помехой.