10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАЗАРМА ИЛИ ПИОНЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ?

Неверов Александр
Опубликовано 01:01 15 Января 2005г.
Этот сериал, снятый к 60-летию Победы, - еще одна попытка средствами самого массового на сегодня искусства воссоздать события и характеры великой войны. В его основе - документальная повесть известного кинорежиссера Петра Тодоровского, где речь идет о курсантах военного училища, которые проходят в 1942 году ускоренную офицерскую подготовку перед отправкой на фронт.

Зрители старшего поколения помнят фильм сорокалетней давности "Верность" - блестящий дебют Петра Тодоровского, отмеченный, кстати, на кинофестивале в Венеции. Старая картина и новая (режиссер Андрей Кавун) во многом схожи - по материалу, характерам, настроению - пронзительной боли за мальчишек, многим из которых не суждено было вернуться с войны. Это чувствуется особенно в первых и последней сериях "Курсантов", где рассказывается о романтической любви одного из главных героев Петра (Андрей Чадов) и Яны (Ксения Князева). Кстати, начало картины, когда зритель вживается в атмосферу повествования, порадовало и тем, как передана обстановка военного времени, приметы жизни тылового города, быт военного училища. Например, такая деталь: сейчас чуть ли не в каждом кадре каждого фильма о той эпохе мы видим либо портрет, либо скульптуру, либо бюст Сталина - по принципу: чем крупнее и чаще, тем лучше. В этом смысле авторам сериала удалось сохранить чувство меры.
Если в "Верности" доминировали лирические и ностальгические мотивы, то в новой ленте речь идет и о том, о чем в 60-е годы говорить было не принято или невозможно. Сейчас - другое дело, сейчас нам говорят, например, о том, что любовь героев была не только нежной и целомудренной. Что сидевшим на полуголодном пайке курсантам случалось воровать хлеб. Что "самоволки", опоздания из увольнения, выпивка в казарме и прочие нарушения дисциплины были обычным делом. Что преподаватели порой вели занятия в нетрезвом виде. Что курсант мог поднять руку на командира. Не говоря уж о таких "шутках", как взрыв в сортире, куда зашел нелюбимый молодежью офицер...
В жизни, конечно, случается и случалось всякое. Но чтобы в военное время в военном училище так часто и фактически безнаказанно?.. Позвольте усомниться и посетовать на то, что чувство меры авторам здесь явно изменило: речь все-таки идет не о пионерском лагере, где вожатые то и дело забывают о своих обязанностях, а предоставленные сами себе дети не в меру расшалились...
Но, как известно, сколько веревочке ни виться... Основной сюжетный узел фильма завязывается вокруг кражи двух мешков овса со склада, совершенной курсантом Рэмом (Иван Стебунов) по наущению лейтенанта Доброва (Игорь Петренко). Двигали ими благородные побуждения - желание помочь Яне и ее матери (Елена Яковлева), которые остались без продуктовых карточек. Однако по законам военного времени тем, кто совершил кражу, грозят более чем серьезные неприятности. Начинается расследование, сотрудники НКВД свирепствуют, особенно капитан Кожин (Павел Майков в этой роли включает все свое "отрицательное обаяние"), училище лихорадит, летят головы невинных. А виноватые хранят молчание: пострадавшим, дескать, уже не поможешь. А на самом деле всех сковывает страх - и желторотых пацанов, и закаленных в боях командиров, да что там говорить - всю страну. Значит, кто во всем виноват? Правильно: тиран Сталин и его опричники. При этом, правда, забывается: кража, как ни крути, - преступление уголовное - что при тоталитарном режиме, что при демократии.
Эта же странная логика авторов проявляется и в развитии сюжета и характеров героев. Скажем, капитан Быков (Владимир Вдовиченков), герой войны, не скрывающий неприязни к людям из "органов" и методам их работы, вдруг требует от одного из курсантов, чтобы тот доносил на товарищей, грозя в противном случае отчислить его из училища и отправить в штрафбат. Столь же неожиданно самого Быкова арестовывают и расстреливают. Лейтенант Добров в конце концов признается в краже и берет всю вину на себя. Правда, до этого один из героев попадет в штрафбат, другого понизят в звании, а третий погибнет...
В закадровом тексте "от автора", сопровождающем фильм, звучит такая мысль: "На самом деле истории нет - есть только биографии". Если согласиться с этим, то как собрание фрагментов биографий, показанных не всегда внятно, но живо и темпераментно, картину принять, пожалуй, можно. Но из множества людских биографий складывается история. И ее яркого воссоздания и глубокого осмысления мы, наверное, в первую очередь ищем сегодня в произведениях о войне. Пока без особого успеха. Но - не теряя надежды.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников