ПО КОМ ЗВЕНЯТ "КОЛОКОЛЬЧИКИ"

Международное информационное агентство Bloomberg подвело итоги "русских торгов", проведенных двумя крупнейшими в мире аукционными домами, специализирующимися в области искусства, - Sotheby's и Christie's. Общая сумма продаж составила 324,9 миллиона долларов. Это на 45 процентов больше, чем на соответствующих торгах в 2006 году.

Причем если у Sotheby's, уже давно застолбившего позиции на "русском направлении", годовой прирост составил 18 процентов (сумма продаж - 180,9 миллиона долларов), то у Christie's, лишь несколько лет назад вступившего на "русское поле", этот показатель взлетел аж на 87 процентов (144 миллиона долларов). А ведь еще лет 25 назад Россия была белым пятном на мировой аукционной карте. Лишь в 1985 году состоялся первый "русский" аукцион Sotheby's. В 1988-м впервые подобный аукцион прошел в самой России.
С тех пор торги стали регулярными. Но еще в 2003 году русский отдел Sotheby's занимал в рейтинге этого агентства 26-ю строчку. А вскоре произошел всплеск интереса к нашей живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству. В 2005 году русские продажи по объему вышли на шестое место, пропустив вперед только широко известные аукционы импрессионизма и модернизма, современного искусства, искусства старых мастеров, произведений ювелирного и китайского искусства.
Кстати, соседство в рейтинге с китайским искусством для нас не случайно. И в России, и в Поднебесной нынче стремительно растет богатство бизнес-элиты. А из ее рядов и выдвигаются коллекционеры, подстегивая конъюнктуру на рынке. Так что цены на "русском направлении" взвинчивают русские же покупатели. Правда, имена новых владельцев шедевров в 90 процентах случаев остаются неизвестными: тайна покупки - непреложное правило всякого солидного аукционного дома. Лишь иногда покупатель сам раскрывает себя - в том случае, если он собирается выставить вещь на всеобщее обозрение.
Так четыре года назад поступил Виктор Вексельберг, приобретя на Sotheby's девять пасхальных яиц фирмы Карла Фаберже. А в сентябре минувшего года его подвиг повторил Алишер Усманов, купивший (для последующей передачи в петербургский Константиновский дворец) всю художественную коллекцию Мстислава Ростроповича - Галины Вишневской. По слухам, за сумму, превышающую 100 миллионов долларов. Это, кстати, рекорд "оптовой" покупки сразу целого собрания.
В последние годы Sotheby's проводит по четыре русских аукциона в год: в Лондоне в феврале, июне и ноябре и в апреле в Нью-Йорке. Особенно впечатляют лондонские торги в ноябре, когда в течение одной недели наряду с Sotheby's устраивают продажи три других аукционных дома - Christies, Bonhams и MacDougall's. Два месяца назад на такой неделе Sotheby's впервые организовал вечерний аукцион русского искусства. Кстати, тогда натюрморт Натальи Гончаровой "Колокольчики" ушел за сумму более 6 миллионов долларов, став самой дорогой русской картиной по версии 2007 года. Немного отстал от нее проданный на Christie's "Портрет писателя Александра Тихонова" работы Юрия Анненкова - почти 5 миллионов.
Впрочем, обеим картинам до абсолютного рекорда далеко. Напомним, что здесь пока недосягаем Василий Кандинский: для него обычное дело - "какие-нибудь" 9 миллионов за пейзаж "Озеро Старнберг" (Sotheby's, 2006 год). А в 1990-м его картина "Фуга" была продана за 20,9 миллиона долларов - вот не перекрытая пока никем их русских художников цифра! Лишь чуть-чуть уступил коллеге Казимир Малевич, один из супрематических опытов которого в 2000 году оценили в 17,1 миллиона...