ДОНОР НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ

Еще недавно северные регионы по уровню жизни значительно опережали другие области России, газовики и нефтяники считались тут наиболее состоятельными людьми. Однако начиная с 90-х годов уровень жизни на "северах" заметно снизился.

В ряде территорий нарастает социальная напряженность. Особенно это стало проявляться после принятия Госдумой нового Налогового кодекса, в соответствии с которым урезаны "сверхдоходы" сырьевых регионов. Экономические доноры страны (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Республика Коми, Татарстан, Башкирия и др.) сразу же ощутили это на себе.
В первой части нового кодекса вместо трех существовавших налогов - на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на сырье и сбор за пользование недрами, - введен единый налог на добычу природных ресурсов. Принято положение о перераспределении этой части отчислений между федеральным и региональным бюджетами. Если раньше в регионах их оставалось 60 процентов, а 40 направлялось в федеральный бюджет, то теперь соотношение оказалось 20 к 80. Таким образом государство надеется "выравнять" бюджеты дотационных и донорских регионов. Северяне считают, что это тупиковый путь. От такого перераспределения средств никто богаче не станет, а вот беднее - многие. Кстати, и число доноров может заметно сократиться. Ведь так называемые "сверхдоходы" в реальности - не более чем миф. По данным Комитета по проблемам Севера СФ, соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума населения в 2000 году оказались ниже среднероссийского уровня в Республике Коми, Мурманской, Тюменской, Иркутской, Томской областях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах, Красноярском крае, Якутии. И сейчас ситуация почти не изменилась: рост стоимости коммунальных услуг, жилья, товаров "съедает" практически все социальные надбавки, устанавливаемые в регионах.
Как пояснил корреспонденту "Труда" член Совета Федерации от Ямало-Ненецкого автономного округа Ефим Керпельман, с введением Налогового кодекса окружной бюджет потерял в прошлом году 6 миллиардов рублей. В этом году его расходную часть тоже пришлось сократить - в первую очередь за счет социальных программ. Подобное положение не только на Ямале, но и в других регионах, где добывается нефть, газ, золото, алмазы...
Выход из ситуации очевиден. Необходимо законодательно закрепить положение о том, чтобы компании, ведущие добычную деятельность в регионах, платили налоги по месту работы, а не по месту регистрации. Это компенсирует потери, которые понесли ресурсные территории после принятия первой части Налогового кодекса.
Налоговая стратегия влияет и на инвестиционную привлекательность регионов, и на развитие минерально-сырьевой базы, которая сегодня "ужалась" до предела. Несколько лет подряд ежегодный прирост разведанных запасов стратегических видов полезных ископаемых, к которым прежде всего относятся углеводороды, не покрывают объемов их добычи. Для энергетической безопасности России это тревожный симптом. Крупнейшие месторождения нефти и газа вступили в период падающей добычи. Но если планируемый уровень добычи газа в стране благодаря вводу крупнейшего месторождения "Заполярное", может поддерживаться еще 5 - 7 лет, то по нефти ситуация сложнее. Несмотря на нынешнее затоваривание нефтяного рынка, задел на будущее значительно меньше необходимого: последние годы запасы вновь открываемых месторождений "черного золота" уменьшились с 50 миллионов тонн до 1,5- 2 миллионов.
Губернатор Ханты-Мансийского АО Александр Филипенко констатировал, что с отменой налога на восстановление минерально-сырьевой базы только в прошлом году округ потерял порядка миллиарда рублей, необходимых для финансирования геологоразведочных работ. Государственная налоговая политика пока не стимулирует ни развития геологоразведки, ни наращивания минерально-сырьевой базы, ни рационального освоения новых месторождений. Во второй части Налогового кодекса, например, установлен единый налог на добычу полезных ископаемых. По мнению ряда экспертов, необходимы законы, устанавливающие индивидуальные налоговые коэффициенты для скважин с высоким и низким дебитом нефти и газа. В противном случае неизбежно придем к избирательному выкачиванию ресурсов, резкому снижению уровня добычи и обострению социально-экономической ситуации в добывающих регионах. На "второе дыхание" времени может не остаться.