19 июля 2018г.
МОСКВА 
22...24°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 62.90   € 73.13
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"БОЛЬНОГО" БУДУТ ЛЕЧИТЬ

Голубев Владимир
Статья «"БОЛЬНОГО" БУДУТ ЛЕЧИТЬ»
из номера 029 за 15 Февраля 2003г.
Опубликовано 01:01 15 Февраля 2003г.
Два дня на выездном расширенном заседании коллегии Госстроя в Омске чиновники, депутаты, специалисты ломали головы над вопросом, который напрямую затрагивает интересы всех жителей страны: что делать с российским жилищно-коммунальным хозяйством?

Система ЖКХ сегодня напоминает тяжеленный чемодан без ручки: тащить невозможно, а бросить нельзя, поскольку там лежат жизненно необходимые вещи. Выход один - пришивать ручку, то есть приступить бы наконец к реальному реформированию отрасли, то есть - к созданию в ней живой конкурентной среды. Однако от словосочетания "реформа ЖКХ" большинство наших граждан уже кидает в дрожь. По вполне понятным причинам: реальные преобразования пока наблюдались только в сфере тарифов - растут, проклятые, как на дрожжах.
Однако на совещании в Омске выяснилось, что реформа ЖКХ - это совсем не то, что мы до сих пор видели. Сразу несколько участников заседания из регионов, не сговариваясь, предложили одинаковую формулу ее содержания: снижение затрат на обслуживание одного квадратного метра жилья и повышение качества предоставляемых населению услуг. Любопытно, что противников у данного подхода не нашлось ни одного.
А из этой формулы вытекает важный вывод. Поскольку снижения издержек и уж тем более повышения качества услуг не наблюдается, значит, к реформе мы еще не приступали. Такой же, по сути, вывод в своем достаточно жестком выступлении сделал и председатель Госстроя Н. Кошман.
Картину Николай Павлович нарисовал невеселую. И без того тяжкое положение российского коммунального хозяйства продолжает ухудшаться. Зима еще не закончилась, а в стране случилось 75 крупных аварий - это почти на 20 процентов больше, нежели в прошлом сезоне. Десятки тысяч людей оказались перед угрозой вымерзания. О более мелких ЧП и говорить нечего - они вообще счету не поддаются.
Есть вещи, которые вообще ни в какие ворота не лезут. Например, председатель Госстроя обнародовал такой факт: город Воронеж уже пять лет пьет техническую воду. И не он один! Откуда же у людей здоровье возьмется? А, скажем, жители Алтая потребляют едва ли не меньше всех воды в мире - по 53 литра в сутки на человека (в среднем по России выходит около 250). Разумеется, не потому, что здесь используются какие-то суперсовременные технологии, - воды просто нет.
Первая задача, которую ставит перед собой Госстрой, - проведение полной инвентаризации состояния коммунального хозяйства. Как выяснилось, реального положения дел в отрасли сегодня не знает никто. О какой реформе в такой ситуации может идти речь? Николай Кошман на решение этой задачи отвел два месяца.
После чего правительство намерено немедленно приступить к финансовому оздоровлению системы ЖКХ. Положение здесь просто аховое. Стремительный рост тарифов никак не улучшил состояние "больного". Наоборот, хуже стало. Долги "коммуналки" достигли астрономической суммы - 270 миллиардов рублей. А увеличение стоимости услуг привело не к росту доходов в отрасли, а к накоплению задолженности потребителей. Практика показала, что, когда цифры в платежных квитанциях превышают определенный порог, население вообще перестает платить.
Результат политики оздоровления финансов посредством увеличения тарифов - фактическое банкротство отрасли. Участники заседания были единодушны: все разговоры о реформе ЖКХ без освобождения системы от тяжкого бремени долгов - чистой воды профанация. В долговую яму деньги никогда не пойдут. О том, каким конкретно образом будут разгребаться авгиевы конюшни, на заседании коллегии речи не шло, однако Николай Кошман заявил, что эту работу предстоит провести в ближайшие несколько месяцев.
Надо прежде всего навести законодательный порядок во взаимоотношениях различных органов власти - федерального центра, субъектов Федерации и муниципалитетов. Грубо говоря, поделить деньги, полномочия и ответственность. Сегодня главы местного самоуправления сплошь и рядом за все отвечают, тогда как средства находятся в руках губернаторов. В результате и без того скудные финансовые ручейки до коммунальных предприятий просто не доходят. Ни в одном, даже самом богатом регионе сегодня полностью не возмещаются предоставляемые населению льготы и субсидии.
А в этом вопросе, похоже, федеральные власти намерены совершить настоящую революцию. Уже сейчас в ряде областей начался эксперимент, когда деньги направляются не в местные бюджеты, не коммунальным предприятиям, а на индивидуальные счета социально незащищенных граждан, которые сами рассчитываются с поставщиками услуг. По сути, речь идет о введении важнейшего элемента рыночной экономики в системе ЖКХ - потребитель вступает в прямые отношения с поставщиком и платит полновесным рублем не просто за то, что ПЖРЭУ, например, существует на белом свете, а за реально оказанные услуги.
Правда, тут есть одно "но". При таком подходе льгот, не обеспеченных живыми деньгами, не должно быть вовсе. А у нас в стране те или иные льготы по оплате жилья имеют 85 миллионов человек! Ясно, что правительство предпримет все усилия, чтобы их стало как можно меньше...
И вот после того как будет решена долговая проблема, после того как финансовые потоки станут прозрачными, планируются шаги по полной адаптации "коммуналки" к системе рыночных отношений.
Заседание коллегии показало, что крупицы передового опыта по этой части накоплены уже во многих регионах. В Белгородской области, например, 65 процентов домов управляются товариществами по обслуживанию жилья, которые эффективно контролируют качество и количество предоставленных услуг. В Омской области за последние пять лет проложено 2 тысячи километров газопроводов. Природный газ пришел в 100 с лишним тысяч квартир и жилых домов омичей, на нем работают без малого 250 котельных. По признанию губернатора Л. Полежаева, если бы не газификация, Омскую область уже сегодня можно было бы считать банкротом - только затраты на мазут и уголь разорили бы регион полностью.
Разработана в Омске и целевая программа энергоресурсосбережения, в рамках которой активно ведется техническое перевооружение коммунальных объектов. Закрываются нерентабельные котельные, вместо которых вводятся современные установки. Широкое распространение получили мини-котельные. В результате на 210 километров сократилась протяженность тепловых сетей, что позволило снизить потребность в топливе, уменьшить потери тепла, сократить затраты на ремонт.
Программа ресурсосбережения уже дала областному бюджету экономию в 250 миллионов рублей только за предыдущий отопительный период. Кроме того, она позволила загрузить производством сотен видов нового, высокотехнологичного оборудования простаивающие оборонные заводы, а это, в свою очередь, и новые рабочие места, и пополнение налоговыми отчислениями местной казны.
Вопрос теперь заключается в том, чтобы опыт этот обобщить, выработать единую государственную политику в сфере ЖКХ и подвести под нее законодательную базу. Сегодня она крайне слаба, несовершенна и, по сути, является тормозом для проведения реформ.




Как вы оцениваете выступление сборной России на чемпионате мира по футболу 2018 года?