10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕНЗИН В НАЛОГОВЫХ ТИСКАХ

Вертий Виктор
Опубликовано 01:01 15 Февраля 2005г.
В разгоревшемся конфликте между потребителями и производителями бензина правительство взяло сторону транспортников, считая высокие цены на топливо сговором компаний-производителей. Между тем некоторые аналитики считают, что следует прислушаться и к аргументам нефтяников, которые попали в налоговые тиски. Наш корреспондент попросил прокомментировать ситуацию кандидата экономических наук Константина МИХАЙЛОВА. Вот что он рассказал:

- Безусловно, высокие цены на топливо справедливо выводят автомобилистов на митинги. При том что мировые цены на нефть сейчас просто запредельные, и рядовой гражданин, естественно, возмущается, отчего нефтяные компании, получая сверхприбыли, стремятся еще и повышать цены на ГСМ. А они в этом году росли беспрецедентно резво.
Но, судя по всему, сложившаяся ситуация говорит не столько о "вероломстве" нефтяных магнатов, сколько о том, что настало время серьезно совершенствовать налоговое законодательство и законодательство о недрах в нефтяной сфере.
Вопросы высоких цен на ГСМ стали предметом обсуждения между правительством, законодателями и производителями. Проблема действительно серьезная и решать ее, по мнению экспертов, нужно не на площадях, а посредством нормального диалога.
Как уже сообщалось в СМИ, сейчас через налоги и акцизы нефтяники отдают около 76 - 80 процентов доходов, получаемых ими от экспорта нефти и продажи бензина. А недавние решения правительства и Госдумы по увеличению ставок налога на добычу полезных ископаемых доведут долю изъятия до 82 - 85 процентов. Дальнейшее повышение налогов, пошлин и акцизов может привести к ситуации, когда добывать нефть и производить из нее нефтепродукты станет попросту невыгодно. При увеличении налогового бремени у нефтяных компаний сужается возможность заниматься развитием производства. А в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов надо вкладывать большие средства. При этом переработка, естественно, приносит куда меньше дохода, чем добыча.
Кроме того, наблюдается тенденция к уменьшению объемов геологоразведки, поскольку проще дорабатывать на старых месторождениях, где затраты составляют 20 долларов на тонну добычи. Для новых же месторождений эта сумма возрастает до 50 -100 долларов на тонну. При таком развитии событий объемы добычи нефти и, как следствие, выпускаемого бензина будут уменьшаться.
Иными словами, если попытаться в такой ситуации ввести государственное регулирование цен на ГСМ, которое требуют активисты митингующих транспортников, то нефтяным компаниям станет просто невыгодно добывать нефть и перерабатывать ее. Применять социалистические методы, не отменив рыночной экономики, - не самый лучший вариант. Можно снизить цены на бензин до 20 копеек, как о том говорили протестующие на Горбатом мосту в минувший четверг, - но тогда сам бензин просто исчезнет.
Именно поэтому не стоит опираться на "антикризисные" заявления конфликтующих сторон. Наоборот, следует иметь в виду, что сейчас идут серьезные консультации в правительстве о мерах по стабилизации цен на нефтепродукты. В этом контексте обсуждаются вопросы дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, совершенствования механизма взимания налогов в сфере производства и реализации нефтепродуктов, дифференциации таможенных пошлин на нефтепродукты и другие аспекты взаимодействия.
Будем надеяться, что это приведет к взвешенному решению и в результате удастся избежать нового витка протестных настроений, равно как и не всегда справедливых, думается, обвинений в адрес нефтяных компаний по поводу "антинародной ценовой политики".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников