ГДЕ ЗАСТРЯЛ АВТОБУС?

КАРЕЛИЯ
Рейсовые автобусы из райцентра Лоухи в поселок Кестеньга, что за 55 километров,

КАРЕЛИЯ
Рейсовые автобусы из райцентра Лоухи в поселок Кестеньга, что за 55 километров, ходят без графика. Нередко рейсы отменяют. Отговорки стандартные: дорогу замело, сломалась машина. Возят пассажиров только частники. В любой буран. Но у них такса одна для всех - 100 рублей. Пенсионеры на рейсовом автобусе могли проехать за 35. А в райцентре им надо побывать обязательно. Разобраться с пенсией, купить лекарства, попасть на прием к врачу. В Кестеньге своя амбулатория, но нет доктора.
По словам заместителя главы Лоухской районной администрации по социальным вопросам Натальи Васениной, в прошлом году они практиковали выезды в поселки целыми бригадами. В них входили врачи, специалисты паспортно-визовой и социальных служб, парикмахеры, фотографы. Жителям дальних поселков предоставлялась возможность сразу справить все свои дела. Такую практику администрация собирается продолжить и в нынешнем году. А пока у пенсионеров два варианта: или ехать к врачу в Лоухи на частном автобусе или со своими болячками сидеть дома. Как правило, выбирают второе.
Светлана ЦЫГАНКОВА.
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
По дорогам, уходящим от райцентров в глубинку, в непогоду не проехать. Беда в том, что следить за ними должны сельские администрации. Непонятно одно: как это делать? Раньше на расчистку проселков привлекалась техника совхозов, лесхозов и мелких промышленных предприятий. Теперь большая часть из них прекратила свое существование. В распоряжении глав сельских администраций зачастую нет даже захудалого трактора.
В итоге многие деревни и села области не могут дождаться не только автобуса, но даже "скорую" или "пожарку". Взять село Никольское Ивановского района. Когда-то сюда ходил рейсовый автобус, но дорогу и мосты разбили лесопромышленники, движение прекратилось. И если летом еще как-то выручают моторизованные дачники и частники, то в зимние заносы путь в село и ближайшие деревни закрыт практически наглухо.
Владимир КНЯЗЕВ.
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
По словам заместителя директора транспортного предприятия "Яроблтранском" Олега Харламова, сейчас населенные пункты региона связывают более 200 автобусных маршрутов, по которым ежедневно ходит около 400 машин. Откровенного бездорожья нет, но общее состояние трасс оставляет желать лучшего. Раньше в области существовал дорожный фонд, где концентрировались средства на соответствующие цели. Теперь его ликвидировали, реже делают "капиталку" дорожного полотна, чаще обходятся так называемым ямочным ремонтом: ставят на выбоины в асфальте заплаты. Зимой проехать по такой дороге автобус может только с черепашьей скоростью.
Есть и места, куда транспорт вообще не может добраться.Тутаевский и Мышкинский районы, например, разрезаны Волгой, а моста между ними нет. В результате, чтобы добраться из одного села в другое, находящееся за рекой на расстоянии какого-нибудь километра, нужно делать огромный крюк до ближайшего моста.
Евгений МУХТАРОВ.
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Деревню Большая Лутна называют "полюсом холода". Почему-то, приметил местный житель Иван Головачев, температура здесь всегда градусов на пять ниже, чем в райцентре Рогнедине. А нынешней зимой и снега заметно больше. Три дня кряду была отрезана Лутна от "большой земли". Намело столько, что до соседней деревни Шаровичи, где начинается асфальтовая дорога, никто в эти дни не рискнул даже дойти пешком. Хворым, рассказывает Головачев, пришлось сидеть дома и терпеть. Хорошо, ни у кого из стариков не прихватило сердце - тогда хоть вертолет вызывай. Хлеб тоже доедали последний.
Однако случилось то, чего раньше не бывало: на четвертый день блокады затарахтел бульдозер дорожников, пробивавший дорогу в снегах. Лутна вздохнула спокойнее. Но добраться до города и сейчас жители деревни могут с великим трудом: автобусы сюда не ходят. Заболевшему брату Головачева для поездки в Брянск пришлось заказывать машину в райцентре. За неделю снегопада замело дороги и в другие отдаленные села Брянской области, путь к некоторым не расчищен до сих пор.
Александр БОГДАНОВ.