ПЛЕТНЕВ - ВНЕ ЗАКОНА?

В последние дни внимание московского музыкального бомонда было вопреки обыкновению приковано отнюдь не к старой потрепанной "аристократке" - Консерватории и не к фешенебельному "нуворишу" - Дому музыки. Элитная публика собралась в скромном окраинном концертном зале, носящем необычное имя "Оркестрион": здесь давал концерты Михаил Плетнев.

Пианиста Плетнева нынче без обиняков называет великим даже скупой на похвалы и ревнивый к чужой славе Владимир Спиваков. Правда, как раз Владимира Теодоровича в зале на сей раз не наблюдалось, зато присутствовали Денис Мацуев, Сергей Стадлер и, кажется, половина профессорского состава столичных музыкальных вузов... Еще бы, ведь Михаил Васильевич играл все пять фортепианных концертов Бетховена. На такой цикл исполнители, как правило, решаются лишь раз в жизни... Плетневское исполнение - это каждый раз нечто изумляюще-неожиданное. Ну кто еще мог бы позволить себе такие рискованные, на грани фола, замедления, вплоть до полной остановки на самых, как говорится, интересных местах? Но вот парадокс - никогда не возникает ощущения, что это "поперек музыки"! Я уж не говорю о техническом совершенстве игры даже в тех случаях, когда музыкант как бы допускал небрежности: этак быстренько, впроброс проскакивал головоломные пассажи, над которыми другие трудятся до седьмого пота... Но на самом-то деле внимательному уху все было слышно до мельчайшей нотки! Ну и главное: какая цельность музыкальной формы, какая драматургическая выстроенность всей многодневной программы, вплоть до финала Пятого концерта - этого ликующего вальса, в могучем вихре словно закружившего целую Вселенную...
Отрадно и возросшее качество оркестровой игры. Российский национальный оркестр, который создал и опекает Плетнев, за последние месяцы прибавил в ровности, стильности звучания. Правда, немецкий дирижер Кристиан Ганш, приглашенный на этот цикл, показал себя, кажется, не с лучшей стороны - сплошь и рядом самые простые аккорды у него звучали вразнобой. Подозреваю, дело еще и в том, что означенный господин - один из топ-менеджеров компании "Дойче граммофон", с которой у Плетнева долгосрочный контракт, так что особого выбора у Михаила Васильевича не было... Во всяком случае, когда в один из вечеров немецкий гость неожиданно почувствовал недомогание (говорят, это случилось после обеда в одном московском ресторане), дирижерскую палочку взял... валторнист РНО Аскар Бисембин, и результат оказался, доложу я вам, отличным.
Что же до перспектив самого зала "Оркестрион", в котором несколько лет как обосновался Российский национальный, то они не ясны. Помещение, переоборудованное из районного кинотеатра "Новые Черемушки" фактически за счет РНО и его спонсоров, тем не менее принадлежит столичным властям. Более того, по условиям договора музыканты здесь могут лишь репетировать, так что формально вся концертная деятельность РНО и самого Михаила Плетнева тут как бы и незаконна. На счастье, пока никому из городских начальников не приходило в голову послать милицейский наряд, чтобы вывести публику и Михаила Васильевича под белы рученьки на улицу. Ничего, увы, не изменилось и в финансовом отношении: оркестр по-прежнему платит огромную, без всяких скидок, аренду за помещение.
Тем временем глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, неоднократно заявлявший (в том числе и глядя в глаза корреспонденту "Труда") о желании помочь коллективу, пока дальше красивых слов так и не пошел...