ГИВИ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ПРИЛАВКУ

Слухи о грядущем возвращении на рынок иностранцев уже несколько дней будоражат "базарную" общественность. И хотя ни постановление столичных властей о 50-процентных квотах для фермеров, ни постановление правительства о 40-процентном лимите для иностранцев никто не отменял, мигранты-торговцы воспрянули духом. Московское государственное предприятие "Мосрегионторг" готово выступить в качестве арендатора пустующих торговых мест, чтобы привлечь к работе и мигрантов. Корреспонденты "Труда" посмотрели, что сейчас происходит на торговых площадях столицы.

Петровско-Разумовский рынок словно разделен на две части. Поближе к входу расположились российские торговцы, на другой половине работают южане. Гости угощают покупателей пряностями и фруктами, "местные" - овощами, молочными продуктами и мясом. Единственное, чем похожи два лагеря, - это "проплешинами" в торговых рядах, которые появились после введения 40-процентной квоты на иностранцев. Подхожу к прилавку с овощами, за которым скучает Олег, парень лет 25.
- Я фермер из Тамбовской области, - рассказывает он. - Рыночным бизнесом занялся год назад. После "лимита на легионеров" работать стало куда комфортнее. Раньше кавказцев было процентов 80, и они постоянно грозились поставить за прилавки своих "братьев". Теперь ведут себя спокойнее.
Услышав, что иностранцы в скором будущем могут вернуться на московские рынки, Олег изменился в лице. По мнению фермера, россияне еще просто не успели осознать, что дороги на рынок свободны. "Да в одном моем селе народу, желающего торговать, прорва! Мы с лихвой заселим все пустующие здесь места!" - сердится он.
На "территории" южан шумно и красочно, нос щекочет аромат душистых пряностей. Завидев нового клиента, один из продавцов сразу же принялся зазывать к своему товару.
- Подходи, дарагой, пробуй, - загорланил Гиви из Южной Осетии и отрезал кусочек груши. - Никогда такую сладкую и сахарную нэ кушал!
После пяти минут разговора улыбчивый начал вздыхать: напоминание о 40-процентном барьере для него, что нож в сердце.
- Кому это нужно было? - рассуждает Гиви, причем уже без кавказского акцента, который, видимо, является просто рекламным трюком. - Столько моих друзей теперь без работы осталось! Все равно русские торговать не хотят, и прилавки пустуют. А рассказы о том, что мы на кого-то "наезжаем", - выдумки. Всем места хватит.
В общем, особенной пользы новый закон пока не принес ни покупателям, ни продавцам. Да и дирекция рынка от нововведения терпит одни убытки.
- Закон мы соблюдаем неукоснительно, - рассказывает помощник генерального директора Петровско-Разумовского рынка Алексей Октябрьский. - Иностранцы занимают ровно 40 процентов торговых мест. Из-за этого есть свободные прилавки. Естественно, терпим убытки, но что поделаешь: проверки бывают ежедневно. Вообще мы удивились тому, что наши торговцы не спешат на рынок. Конечно, с введением закона некоторые фермеры все-таки потянулись на рынок, но их мало.
Отправляемся на Ленинградский рынок. В снежный день покупателей здесь немного. В основном пенсионеры, которые то и дело сетуют на высокие цены.
- Ну вот, еще недавно лук по 18 рублей был, а сегодня уже по 25! - возмущается пенсионер Павел Петрович.
- А куда деваться, дедушка, нам же тоже надо как-то жить! - бодро отвечает ему синий от холода нижегородский продавец Вячеслав Кочешков. Фермером себя не считает: масштабы не те. Вместе с женой арендует 10 гектаров земли. Выращивает в основном картошку, которую зимой везет на продажу в Москву.
- Полмашины сразу покупают по 10 рублей перекупщики-азербайджанцы, - рассказывает Вячеслав. - Остальное продаю сам по 20 рублей за кило. Навар небольшой - только за место на рынке плачу 850 рублей в день.
На Ленинградском рынке Кочешков уже несколько лет и за это время хорошо усвоил все тонкости непростых взаимоотношений с иностранными торговцами: "Часто бывает так: стоят несколько фермерских машин на одном месте, торгуют. Народ к ним привыкает, покупатель свой появляется. А когда фермеры не работают, их "хлебные места" занимают иностранцы".
Однако каких-либо националистских настроений у Кочешкова нет: "Мне в общем-то все равно, с кем конкурировать на рынке - с азербайджанцем или с русским, - рассуждает он. - У них тоже жизнь трудная, да и с милицией столько проблем. Особенно в последнее время - как услышат, что проверка, так торговлю бросают и разбегаются. Некоторые этим пользуются. Вот недавно бабушка, которая тут стельки продает, говорит мне: мол, милиционер сказал, что, если кто из "черных" убежал, можно его товар разбирать..."
Коллега нижегородца Алла приехала из Рязанской области. Торгует свеклой, морковью, картошкой. "Конечно, пока торговцев на рынке мало, стараемся немножко цены поднять, - признается она. - Люди по-разному реагируют: кто возмущается, а кто молча покупает".
Вот и иностранцы, как и на всех рынках, торгуют они в основном заморскими фруктами. Таджик Худо работает на Ленинградском рынке уже шесть лет. Несмотря на введенные ограничения, он остается на насиженном месте. "Я закон уважаю, сейчас оформляю документы, - охотно рассказывает он. - Уходить пока не собираюсь. Да и кто же будет работать на рынке, если мы уйдем? Никакой москвич не станет торговать фруктами за деньги, которые мы получаем. Выручка сейчас небольшая - с утра всего триста рублей наторговал".
А вот директор Ленинградского рынка Владимир Шелепов с корреспондентом "Труда" разговаривать отказался: "Не до вас сейчас!" Ждет южное пополнение?
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Иностранцы будут возвращаться на столичные рынки, но только на законных основаниях. Об этом заявил вчера на пресс-конференции руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков. Он признал, что после изгнания с рынков иностранных продавцов, торговые ряды сильно поредели.
- Еще в конце октября прошлого года мы в соответствии с Федеральным законом выделили 50% торговых территорий под фермеров, - рассказал Владимир Малышков. - Однако сейчас заполнено только 24% из предложенных мест. Сейчас мы разослали специальные предложения для сельхозпроизводителей в 18 регионов страны. Мы ждем и приглашаем, но российские фермеры, скорее, проявляют активность во время ярмарок.
Столичные власти объявили новую политику - вернуть на рынки иностранцев, имеющих все необходимые документы для проживания и работы в столице.
- Если он приехал из другой страны с медицинской книжкой и качественным товаром, почему мы не должны его пускать? - задался вопросом Владимир Малышков. - До 1 апреля мы будем вносить определенные предложения по этому поводу.