"МУХА В ЯНТАРЕ" ВЛИПЛА В ИСТОРИЮ

В свое время развал СССР изрядно пошатнул позиции и авторитет русского языка в мире и как носителя русской культуры, и как средства межнационального общения. Особенно острые проблемы возникли в бывших республиках, в которых повсеместно стали закрываться русские школы, сокращаться учительские ставки и часы преподавания русского языка, исчезать качественные учебники.

- Наверное, страшно загордились, узнав о награде? - спрашиваю писателя.
- Никогда не работаю ради наград. Просто пишу каждый день, потому что не могу без этого. Ну, а если при этом дают премии, то, конечно, приятно. Я ехал в машине и вдруг звонок по мобильному телефону. Это был Андрей Битов. Он говорит: "Вы получаете премию". Мне даже пришлось остановиться у обочины, чтоб немного отдышаться от волнения.
Дмитрий Новиков учился на медицинском факультете Петрозаводского государственного университета, служил на флоте фельдшером. По его мнению, медицина тесно связана с литературой, имеет дело с одними и теми же материями: жизнь, смерть, любовь. А пришел он в литературу не простым путем: свои первые рассказы посылал через интернет в виртуальный литературный клуб. Обратно ему присылали рецензии. Так и работал. А потом решил попробовать опубликовать рассказы. Получилось. Их печатали журналы "Дружба народов", "Знамя", "Новый мир". Фазиль Искандер считает, что психологический анализ жизни героев у Новикова точен, умен и вызывает желание прочитать до конца каждый его рассказ. А Владимир Маканин уверен, что у Дмитрия собственный стиль, а в его знаменитом рассказе "Муха в янтаре" всякая строка энергична и красочна.
- Долго шлифуете строку, чтоб найти нужное слово?
- Я никогда не переписываю текст. В себе все прокручиваю. А потом пишу начисто. Если фразы ложатся на слух, значит, все нормально.
У Дмитрия Новикова получилось таким образом, что он много путешествовал, побывал в разных странах. Все искал свое место, где душа бы зашлась от красоты и душевного спокойствия. Не находил. А потом махнул на Белое море, всего каких-то шестьсот километров от Петрозаводска. И оторопел. Вот, оказывается, где его место, его земля.
- Удивительно красивые места. Неповторимые. Семга выпрыгнет из воды, а у меня сердце екнет. На Белом море наша история русская. Вот пишу новую повесть о знаменитом карельском святом, который жил в шестнадцатом веке. Пока ничего не буду говорить больше, чтоб не сглазить...