МОНГОЛ, СЫН ТИГРА

Два года шла работа над фильмом "Монгол", повествующим о молодых годах Чингисхана. Недавно международная творческая группа во главе с режиссером и сценаристом Сергеем Бодровым завершила этот амбициозный проект, бюджет которого составляет 15 миллионов евро.

Отец погибшего на Кавказе Сергея Бодрова-младшего, Сергей Бодров-старший прославился еще в советское время как сценарист тонких, поэтичных фильмов: "Сладкий сок внутри травы", "Любимая женщина механика Гаврилова". Затем он дебютировал в качестве режиссера с фильмом "Непрофессионалы", в котором показал себя незаурядным профессионалом. Характерно, что его скромный черно-белый фильм не потерялся на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси даже на фоне гремевшего тогда "Покаяния" в постановке Тенгиза Абуладзе и снятых с "полки" "Долгих проводов" Киры Муратовой...
В перестроечные времена Бодров поставил замечательный фильм "СЭР (Свобода - это рай)", который с немалым шумом победил на фестивале в Монреале. Там режиссера заметили западные продюсеры, предложили контракт в Голливуде. С тех пор он ставит то в Америке ("Давай сделаем это по-быстрому"), то в России ("Кавказский пленник"), то в Германии ("Медвежий поцелуй"), то в Казахстане ("Кочевники"), легко меняя творческий почерк, географию съемок, язык, на котором говорят персонажи. Все эти качества как нельзя лучше пригодились Бодрову при работе над "Монголом" - большой международной копродукцией с участием нескольких стран. Фильм снимался на монгольском языке, съемки проходили в Казахстане, России, Китае. В эти дни идет работа над русской, английской, казахской, татарской и китайской версиями фильма.
В мире сейчас параллельно снимается сразу несколько картин о Чингисхане. Все так или иначе пытаются разгадать загадку этой пассионарной личности, незаурядного человека и воина, ставшего повелителем мира. Заклейменный в советских энциклопедиях и школьных учебниках как кровожадный тиран и алчный захватчик, Тэмуджин между тем еще 800 лет назад был провозглашен ханом всех монголов, богом и отцом нации, что в общем-то понятно, но вот, например, японцы тоже почитали его в качестве божества. Как маленький мальчик, прошедший через голод и рабство, сумел покорить полмира - именно это в первую очередь интересует Сергея Бодрова и его творческую группу. Режиссер в своей работе опирался на труды Л. Н. Гумилева. А внутренний посыл картины подсказала известная монгольская пословица: "Не презирай слабого детеныша, он может оказаться сыном тигра".
Сергей Бодров снял, по его словам, зрительское кино. В картине будет много сражений, конных атак, компьютерной графики, монтажных эффектов, над которыми потрудился известный голливудский специалист, работавший над всеми тремя "Матрицами". Но это не будет сплошное батальное полотно, интересное лишь подросткам. Не стоит воспринимать фильм и в качестве исторического пособия для нерадивых студентов. Режиссер обещает рассказать прежде всего уникальную историю любви. Оказывается, через всю свою наполненную боями и кровью жизнь этот владыка мира пронес сильное чувство к первой и любимой жене...
Показ фильма, вызвавший ревнивое отношение части монгольской интеллигенции, уже состоялся в Улан-Баторе. Мировая премьера ленты, по словам одного из продюсеров картины Сергея Сельянова, скорее всего, состоится на Венецианском кинофестивале.