ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВИНОВАТА ДОРОГА

Если дорожная авария произошла из-за плохого состояния трассы, то дорожники должны ответить рублем. Такое заявление сделал первый вице-премьер Сергей Иванов на заседании коллегии Минтранса.

По данным МВД, водители виноваты только в 25% аварий. Многие дорожно-транспортные происшествия (35%) происходят из-за разбитых дорог и неработающих светофоров.
Как рассказали "Труду" в Межрегиональном центре "За безопасность российских дорог", в прошлом году из-за разбитых дорог произошло 50 тысяч аварий. Причем треть из них не попала в сводки ГИБДД, или инспекторы просто "забыли" указать, что причиной аварии стали колдобины и рытвины на магистрали или плохое освещение. Если в ДТП участвовал один автомобиль, то гаишники и вовсе отказываются составлять протокол, мотивируя отсутствием страхового случая по ОСАГО.
Именно поэтому привлечь к ответственности кого бы то ни было чрезвычайно сложно. Однако судебная практика по этим спорам постепенно набирает обороты.
Адвокат Игорь Трунов на днях выиграл подобное дело. В Москве на пересечении Новопесчаной улицы и улицы Сальвадора Альенде BMW X5 попал колесом в открытый канализационный люк и пробил поддон картера, в результате вытекло все масло. На месте происшествия вела работы строительная организация - на нее водитель и подал в суд. Организация оплатила хозяину BMW ремонт авто (1,5 тысячи долларов) и возместила моральный ущерб (3 тысячи рублей).
- Суды в соответствии с действующим законодательством постоянно рассматривают подобные иски, - рассказал "Труду" Трунов. - Причем практически всегда их удовлетворяют. Чаще всего в суд обращаются с заявлениями о пробитых колесах, мятых крыльях и прочих мелких повреждениях.
Проблемы возникают лишь с выплатой моральной компенсации. Так как она либо не учитывается вовсе, либо оценивается в копейки.
По словам адвоката, ответчиков в таких авариях бывает всего три. Если причина ДТП - качество дороги, светофор или недостаточное освещение, платить будет ГИБДД. Если незакрытый люк канализации - местный водоканал. Если же ДТП вызвали ремонтные работы, отвечать будет подрядная организация.
Подобные дела постоянно выигрывают и страховщики. По словам Трунова, выплатив компенсацию клиенту, они также отсуживают деньги с виновников аварии.
КТО ЗАПЛАТИЛ ЗА ЯМЫ
Якутск. В 2007 году водителя признали виновным в аварии на "убитой" трассе, ведущей к ГРЭС, и обязали оплатить ущерб, нанесенный автомобилю второго участника ДТП. Он не согласился и обратился в суд. В итоге ему удалось привлечь в соответчики дорожные службы. Суд обязал дорожников возместить 20% ущерба.
Оренбург. В 2004 году водитель "Фольксвагена" въехал в яму, проезжая по Рыбаковской улице. Суд обязал мэрию возместить ему ущерб в размере 125 000 рублей.
Омск. В 2003 году водитель "Жигулей" провалился в яму на Ангарской улице. В результате по решению суда администрация Ленинского округа города заплатила ему за ремонт машины 20 246 рублей и 5000 рублей за моральный ущерб. Пассажир "Жигулей" получил 5 тысяч рублей.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПОТЕРПЕВШЕГО
1. Нужно вызвать ГИБДД, которая зафиксирует ДТП, составит протокол и сделает рисунок.
2. Необходимо сфотографировать (можно на телефон) место происшествия и записать координаты свидетелей, не надеясь, что это сделают сотрудники ГИБДД.
3. Вызвать эвакуатор, который доставляет авто на станцию ремонта, где документально фиксируют все повреждения и их стоимость.
4. При помощи адвоката или бесплатной юридической консультации составляется заявление в суд. Если виной ДТП стал люк, иск подавать к местному водоканалу, если неровности на дороге или светофоры - к городской ГИБДД, если авария произошла в момент ремонта дороги - к подрядной организации.