Главная Наука и технологии 00:02 15 Февраля 2019 2601
Сверим орбиты

Руководитель NASA Джим Брайденстайн собрался встретиться с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Фото: globallookpress.com

Руководитель NASA Джим Брайденстайн планирует приехать в Россию для переговоров с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным, хотя в марте встреча на Байконуре во время пуска не получится, сообщило РИА «Новости» на этой неделе. Встретятся позже — уже неплохо. Трудные переговоры, касающиеся участия России в масштабном проекте окололунной станции Gateway, пока не зашли в тупик, но, по словам моего давнего знакомца в космической отрасли, все идет к этому.

Сотрудничество в космосе обещает немалую выгоду для каждой из стран (примером может послужить МКС!). Почему же разговор о нашем участии в создании окололунной станции идет с таким скрипом?

Роскосмос заботит, что в этом проекте нет гарантий равноправного партнерства. Вот цитата из осеннего выступления на Международном конгрессе астронавтики в Бремене начальника департамента Роскосмоса Дмитрия Лоскутова, которое я нашел на сайте Space News: «Похоже, Gateway — это американская программа с международным участием. На данный момент все решения принимает NASA. Но для Роскосмоса и РФ ограниченное участие не так уж интересно. Как будет осуществляться сотрудничество? Будет ли какой-то международный административный орган? Останутся ли такие же, как для МКС, принципы консенсуса в принятии решений?»

О том, что на вторых ролях Россия в проект не войдет, заявил и руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин. За прошедшие месяцы ясности здесь не прибавилось. Хотя Джим Брайденстайн пытался успокоить русских. Он не скрывает, что американское космическое агентство весьма заинтересовано в участии Роскосмоса. «Мы бы приветствовали партнерство с Россией», — заявил он.

И понятно почему. У нашей страны огромный опыт, серьезный научный и производственный потенциал. Интересный штрих. По словам Дмитрия Рогозина, специалисты NASA попросили «разработать версию «Союза», который мог бы работать до Луны и обратно, с тем чтобы создать вторую, резервную космическую транспортную систему». Создать такой корабль вполне по силам нашей российской ракетно-космической отрасли.

Больше того — у нас есть здесь интереснейшие разработки. Например, прорывной проект межорбитального пилотируемого корабля «Рывок», который может многократно курсировать между околоземной и окололунной орбитами.

Это просторный корабль, в отличие от создаваемого американского «Ориона» («очень тесным» назвал «Орион» опытный астронавт Стив Боуэн). «Рывок» мы могли бы построить за пять лет.

А еще возможен его лунный вариант для посадки на Селену и взлета с нее. Кстати, китайцы весьма заинтересовались этой темой, ведут исследования. Но не окажемся ли мы с нашим приоритетом и здесь в отстающих?

Возможности отечественной космонавтики наглядно демонстрируют российские стыковочные узлы (в свое время американцы выбрали именно их для установки на шаттлах), оборудование для обеспечения жизнедеятельности на космических станциях и кораблях, надежные скафандры, отличные ракетные двигатели... Превосходных оценок заслуживает установленная на ракетах система аварийного спасения (САС), которая спасла жизни пяти космонавтов и американского астронавта.

Высший класс показывают российские специалисты в области управления полетами. Все маневры, связанные с МКС, готовят в подмосковном ЦУПе. У них не было ни одной ошибки. Сложные траектории рассчитывают и специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия». Две недели назад баллистик «Энергии» Рафаил Муртазин на академических чтениях по космонавтике высказал серьезные сомнения в правильности выбора американцами окололунной орбиты для будущей станции Gateway. Ее огромный минус в крайней неустойчивости, она постоянно дрейфует, смещается по отношению к Луне.

Это так называемая гало-орбита — эллиптическая, сильно вытянутая. Минимальное расстояние от Селены — 2,5 тысячи километров, максимальное — 75 тысяч. Станция Gateway будет совершать полет по гигантскому эллипсу, делая полный оборот за семь земных суток. Все бы ничего, но если не делать коррекций, то даже первый виток завершится не в начальной точке эллипса. А через 10 дней станция вообще покинет лунную орбиту и улетит в дальний космос. Вспомним станцию «Салют-7». У нее орбита была стабильной. И когда «Салют», летавший без экипажа, вышел из строя, космический комплекс удалось восстановить через четыре месяца. А вот при смещении станции на новую орбиту таких шансов уже не будет.

Чтобы на окололунной орбите этого не произошло, каждые семь дней надо делать по одной-две коррекции, причем с очень высокой точностью. А для этого придется развернуть вокруг Луны высокоточную навигационную систему. Непростая задача, но об этом сторонники гало-орбиты скромно умалчивают. Более 100 коррекций в год — плохо, потому что частые маневры резко снижают надежность управления станцией.

Конечно, не поздно все переиграть. Можно, к примеру, использовать для станции Gateway окололунную круговую орбиту высотой 10 тысяч километров. Всего, по расчетам Муртазина, потребуются две-три коррекции в год вместо сотни, причем при тех же расходах топлива, но без необходимости обеспечения очень высокой точности.

— Достоинство выбранной американскими коллегами орбиты NRHO в том, — пояснил в интервью «Труду» Рафаил Муртазин, — что при переходе на нее космического корабля, то есть при торможении, расход топлива почти вдвое меньше, чем при выходе на низкую окололунную. А еще среди плюсов хорошие условия для наблюдений с Земли. Однако последствия в случае нештатной ситуации, связанной с пропуском коррекции, поистине катастрофические. И этот минус, по-моему, перевешивает все остальное. С учетом того, что есть способ доставить космический корабль на высокую окололунную орбиту еще дешевле, чем на NRHO, неплохо бы, на мой взгляд, хорошенько все взвесить, перед тем как начинать грандиозную стройку...

Итак, похоже, американцы выбрали не самое удачное решение. Вопрос: обсуждается ли это за океаном? Перечитав десятки зарубежных публикаций, касающихся орбиты окололунной станции, нигде не нашел подробных выкладок. Может, баллистики США не сумели провести столь точные расчеты? Или же в NASA все это знают, но не хотят признаться в опрометчивом выборе орбиты? Как бы то ни было ситуация нестандартная. После новых данных, представленных российским баллистиком, она требует дополнительного анализа.

Приведенный пример весьма показателен. Совместная работа над масштабными космическими проектами всегда обогащает идеями и позволяет в дискуссиях находить оптимальные варианты.

Слово эксперту

Борис Бальмонт, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр, Герой Социалистического Труда

— Окололунная станция Gateway, последующее освоение Луны, полеты в дальний космос призваны открыть новый этап в развитии мировой космонавтики. Участие в таком проекте заведомо интересно для многих стран. А привлечение других государств важно для США, потому что в одиночку поднять такую махину даже американцам чрезвычайно тяжело. Что касается России, то, убежден, этот шанс надо использовать обязательно. Иначе можем оказаться на обочине.

Участие в проекте позволит поднять наши НИИ, КБ, предприятия на более высокий уровень. Космонавтика должна стать в стране локомотивом технического прогресса. Не будем себя обманывать иллюзиями: мол, мы сами или вместе со странами БРИКС в недалеком будущем сможем построить, обслуживать и окололунную станцию, и базу на Селене... Это утопия. Таких денег у нас нет и в ближайшей перспективе не будет. Надо смотреть правде в глаза.

В космической сфере мы нужны Америке, и Америка нужна нам. Значит, надо делать максимум возможного для наведения мостов. Понимаю, международная обстановка не способствует сотрудничеству. Но, знаете, космонавтика выше земных проблем. Мне кажется, это понимает и господин Брайденстайн.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3399
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3242
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Как отметил президент России, мощность ядерной торпеды значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Мощность российского беспилотного подводного аппарата «Посейдон» значительно превышает мощность межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Об этом, как передаёт РИА Новости, заявил президент РФ Владимир Путин. «Мощность...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

Они поступали с кораблей, которые на самом деле находились совсем в других местах

Фото: Mc1 Kyle Steckler/U.S. Navy, globallookpress.com

В Балтийском море были зафиксированы сигналы кораблей-«призраков» - военных кораблей стран - членов НАТО, которые должны были находиться в других местах. Об этом сообщило финское издание Helsingin Sanomat со ссылкой на агентство...

Речь идёт о наказании за нарушение требований закона об авторизации на сайтах и в приложениях

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Первый заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Антон Горелкин объяснил смысл идеи ввести штрафы за авторизацию на российских сайтах через иностранные сервисы. По...

По мнению ряда депутатов, такой шаг уменьшит зависимость российского сегмента интернета «от решений из недружественных стран» 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Группа депутатов Госдумы во главе с первым заместителем председателя комитета по информационной политике Антоном Горелкиным внесли на рассмотрение парламентариев законопроект об административных штрафах для владельцев отечественных сайтов за...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?