РОССИЯ - ЭТО ЗЕМЛЯ

Сегодня всем очевидно, что раздача земли крестьянам и фермерам не способствовала появлению

Сегодня всем очевидно, что раздача земли крестьянам и фермерам не способствовала появлению настоящих хозяев. Наоборот, апатия, иждивенчество одних и рвачество других стали преобладающими настроениями в деревне. Из-за шараханий и просчетов в аграрной политике за восемь лет производство АПК сократилось более чем вдвое, сельхозпредприятия сидят в долговой яме, из которой им самим уже не выбраться.
И вот на этом фоне все громче раздаются голоса о проведении радикальной реформы, предусматривающей куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Призывают к этому все те же либеральные реформаторы, ничему не научившиеся на собственных ошибках. По их мнению, именно рыночный оборот земли - само собой, под контролем государства - приведет к появлению эффективных собственников и притоку капитала в сельское хозяйство. Намерения благие, но вопрос в том, можно ли их сегодня реализовать на практике. Каковы будут экономические, социальные, нравственные последствия легализации рынка земли?
Для начала представим потенциального продавца, то есть сегодняшнего собственника земли. Это в большинстве своем пенсионеры, другие сельские жители, давно не работающие в хозяйстве, живущие в беспросветной нищете. Чтобы как-то поправить свое материальное положение, они будут готовы продать свое свидетельство о праве собственности. Тем более что пай в натуре не выделен, ее нельзя увидеть, потрогать, оценить, ощутить в полном смысле своей. Без всего этого собственность на землю была и остается виртуальной. Как и в истории с пресловутыми ваучерами, формальными собственниками земли продаваться будет не сам товар, а свидетельство на него - это, согласитесь, далеко не одно и то же.
И, наконец, главное - кто станет покупателем? Погоду на земельном рынке будут делать не сильные хозяйства и крепкие фермеры, поскольку их слишком мало, да и денег свободных ни у кого нет. Главными действующими лицами станут представители спекулятивного и криминального капитала, нагулявшие жирок на приватизации и теневом бизнесе. Сельское население в бедственном положении, а потому скупщики будут играть на понижение - и земля станет для них легкой добычей, фактически пойдет за бесценок. Для сведения: в США или странах ЕС цена земли эквивалентна стоимости 8 - 10 урожаев зерна. У нас же, судя по недавним пробным аукционам, гектар черноземов пойдет за две бутылки водки.
Конечно, в законе будет сказано, что покупателем должен быть тот, кто собирается землю обрабатывать, что использоваться она может только по своему назначению. Но, как свидетельствует наша история, денежные тузы находят десятки вариантов того, как формальные нормы обойти. Наглядный пример - на наших глазах идет очередной передел собственности в промышленности, когда в интересах группы лиц искусственно запускается процедура банкротства, после чего предприятия скупаются...
Так же может случиться и с землей. Сегодняшние номинальные собственники завтра станут арендаторами. Новые хозяева будут думать не об эффективном использовании - это дорого и времени требует много, а о конъюнктуре цен на рынке земли. Она будет переходить из рук в руки, примитивно обрабатываться и приносить скудный урожай. Итогом станет рост цен на продовольствие, так как в них будет все возрастающая стоимость земли и арендной платы, а земельная рента будет присваиваться собственником.
Вместе с тем реформа земельных отношений, обеспечивающая оборот земли от ленивого и неумелого - к добросовестному и работящему, давно назрела. Существующие нормы с размытыми правовыми рамками не позволяют укрепиться праву собственности, не стимулируют приток инвестиций. Эта ситуация беспрецедентна, готовых рецептов не существует, а действовать нужно безотлагательно. Тут главным критерием должны быть национальные интересы, экономическая эффективность и снижение социальной напряженности.
По моему убеждению, первое, что нужно сделать, - принять решение о выкупе государством участков у всех, кто желает продать свой пай. Ради социальной справедливости цена должна быть одинаковая, независимо от географии и размера - допустим, порядка 10 тысяч рублей за пай. Финансировать сделку должен ЦБ - скажем, через Земельный банк, специально учрежденный для выполнения этой государственной задачи. Израсходовав часть золотовалютных запасов, ЦБ станет собственником несметного богатства - русского чернозема. Это лучший способ превращения нашего "деревянного" рубля в самую стабильную валюту в мире. Ведь она будет обеспечена все возрастающей стоимостью земли, а не искусственно раздутым курсом доллара.
Само собой, скупать землю банк будет не для того, чтобы ее хранить. Одновременно должна происходить продажа - но уже не земли, а права пользования ею на длительный срок. Стоимость должна быть гибкой, учитывать условия и уровень плодородия. Кто будет приобретать землю в пользование? Во-первых, те немногие сельхозпредприятия и фермеры, которые встали на ноги и желают расширить владения за счет "лежачих" соседей. Во-вторых, новые собственники - крупные перерабатывающие комплексы, машинно-технологические станции, промышленные предприятия, а также частные инвесторы. Продажа права пользования землей создаст условия для образования мощных, вертикально интегрированных агропромышленных компаний.
Мы здесь не изобретем велосипед. Процесс концентрации производства и глобализации рынков происходит во всем мире. Но на Западе он идет болезненно, так как требует ломки сложившихся частнособственнических интересов. Нам же предоставляется уникальная возможность начать все с чистого листа, не повторять тот путь, от которого развитые страны уже отказались. Как во всем мире, так и у нас будущее сельского хозяйства за собственниками не земли, а передовых технологий. И обязанность государства на изломе эпох - принять такую модель аграрных отношений, чтобы она помогала раскрыть технологический потенциал отдельного землепользователя в интересах всего общества.
В этом смысле ключевая роль должна быть у национального Земельного банка. За ним активная инвестиционная политика - поддержка АПК из фонда льготного кредитования, предоставление гарантий инвесторам для реализации долгосрочных проектов землевладельцами. Он также наделяется правом заниматься санацией и банкротством несостоятельных хозяйств, вплоть до прекращения ими права пользования землей. Под его контролем также должны быть процессы землеустройства, кадастра, мониторинга плодородия, а также контроля за участками, находящимися в муниципальной и региональной собственности. Иначе говоря, банк должен распоряжаться государственным земельным фондом и контролировать рациональное использование земли.
Допускаю, что эти предложения могут показаться неожиданными, выходящими за рамки общепринятых представлений. Но дело не в претензиях на оригинальность, а в уникальности экономической и политической ситуации, в которой мы оказались после десятилетнего дрейфа в бушующем море реформ. Точно выбранный вектор земельных отношений сегодня, как и в начале прошлого века, может стать стимулом преобразований не только в АПК, но и во всей экономике.
"Земля - это Россия!" - так завершил одно из последних выступлений в царской Думе Петр Столыпин. Прошло почти сто лет, но ничего не изменилось, Россия - это земля.