УБЕРИТЕ ЛИШНИЙ СВЕТ

Звук возникает как бы ниоткуда, из самого воздуха, властно набирает силу, заполняя собой

Звук возникает как бы ниоткуда, из самого воздуха, властно набирает силу, заполняя собой громадное пространство, - и вновь растворяется в тишине... Это чудо вновь смогли наблюдать слушатели, пришедшие в Большой зал Московской консерватории на юбилейный, 500-й концерт возглавляемого прославленным альтистом Юрием Башметом ансамбля "Солисты Москвы".
Поражает, сколь слиянно, в единой манере с руководителем звучит его коллектив. Благородство, вкус, стройность отличали и программу: это квартеты-размышления Шостаковича - Восьмой и Тринадцатый (в переложении для ансамбля), проникновенное Анданте кантабиле из Первого квартета Чайковского, его же Струнная серенада и, наконец, сыгранная на бис "Вечерняя песня" Шумана - словно тихое, сдержанное послесловие мудреца...
Были, правда, и "диссонансы". Один из них, буквально бросившийся в глаза, - странная "светомузыка", создаваемая лучами прожекторов на сцене. Все бы ничего, посоветуйся устроители шоу с музыкантами: те, думаю, подсказали бы, что, например, в Элегии из Струнной серенады явно неуместны ядовито-розовые блики, а в ее солнечном финале - мертвенно-голубые. Но техники из Всемирной службы Би-би-си, видно, решили, что они лучше понимают Чайковского.
При чем тут Би-би-си? Оказывается, знаменитая телекорпорация решила отметить серией концертов в различных городах мира наступление нового тысячелетия. Башметовский концерт вошел в эту престижную серию и будет передан по британским вещательным каналам в ближайшее время.
По сему знаменательному случаю обычную филармоническую публику (цены были доступными) разбавили некоторые специально приглашенные известные личности - например, Ирина Хакамада, Мария Арбатова. А чтобы и не особо важные персоны почувствовали исключительность момента, к ним со сцены перед концертом обратился Никита Михалков, решивший напомнить собравшимся о величии русской культуры. Собравшимся, впрочем, и так это было ясно, что они и дали понять знаменитому кинорежиссеру и актеру ироническими аплодисментами "поверх" его затянувшейся речи.