Звук возникает как бы ниоткуда, из самого воздуха, властно набирает силу, заполняя собой
Звук возникает как бы ниоткуда, из самого воздуха, властно набирает силу, заполняя собой громадное пространство, - и вновь растворяется в тишине... Это чудо вновь смогли наблюдать слушатели, пришедшие в Большой зал Московской консерватории на юбилейный, 500-й концерт возглавляемого прославленным альтистом Юрием Башметом ансамбля "Солисты Москвы".
Поражает, сколь слиянно, в единой манере с руководителем звучит его коллектив. Благородство, вкус, стройность отличали и программу: это квартеты-размышления Шостаковича - Восьмой и Тринадцатый (в переложении для ансамбля), проникновенное Анданте кантабиле из Первого квартета Чайковского, его же Струнная серенада и, наконец, сыгранная на бис "Вечерняя песня" Шумана - словно тихое, сдержанное послесловие мудреца...
Были, правда, и "диссонансы". Один из них, буквально бросившийся в глаза, - странная "светомузыка", создаваемая лучами прожекторов на сцене. Все бы ничего, посоветуйся устроители шоу с музыкантами: те, думаю, подсказали бы, что, например, в Элегии из Струнной серенады явно неуместны ядовито-розовые блики, а в ее солнечном финале - мертвенно-голубые. Но техники из Всемирной службы Би-би-си, видно, решили, что они лучше понимают Чайковского.
При чем тут Би-би-си? Оказывается, знаменитая телекорпорация решила отметить серией концертов в различных городах мира наступление нового тысячелетия. Башметовский концерт вошел в эту престижную серию и будет передан по британским вещательным каналам в ближайшее время.
По сему знаменательному случаю обычную филармоническую публику (цены были доступными) разбавили некоторые специально приглашенные известные личности - например, Ирина Хакамада, Мария Арбатова. А чтобы и не особо важные персоны почувствовали исключительность момента, к ним со сцены перед концертом обратился Никита Михалков, решивший напомнить собравшимся о величии русской культуры. Собравшимся, впрочем, и так это было ясно, что они и дали понять знаменитому кинорежиссеру и актеру ироническими аплодисментами "поверх" его затянувшейся речи.