ЕЙ ПОСВЯЩАЛ СТИХИ ДАВИД БУРЛЮК

ХХ век отходит в прошлое, а мы все открываем имена, с ним связанные и незаслуженно забытые.

ХХ век отходит в прошлое, а мы все открываем имена, с ним связанные и незаслуженно забытые. Картины Раисы Котович-Борисяк, ученицы Петрова-Водкина, практически неизвестны современной публике. Художница умерла рано, в 28 восемь лет, во время родов.
Было это в 1923 году. После ее смерти большинство картин осталось у второго мужа, хранителя кремлевских музеев Померанцева. Но его в те трудные годы больше заботила судьба древних святынь. Поэтому работы жены оставались висеть безвестными в их квартире. И только недавно родственники, обнаружив на антресолях много неизвестных картин бабушки, решили показать их москвичам. Выставка в эти дни открыта в редакции журнала "Наше наследие".
За недолгую жизнь Котович-Борисяк ее картины экспонировали несколько раз. Самой первой была выставка "Мир искусства" в 1915 году. Раисе в то время едва минуло 20. Но она уже была замужем за известным виолончелистом Борисяком, общалась со многими писателями - Леонидом Леоновым, Вячеславом Ивановым, Осипом Мандельштамом. Родственники хранят посвященные ей и до сих пор не опубликованные стихи Давида Бурлюка.
Картины художницы в чем-то под стать произведениям поэтов-символистов. Они религиозны и в то же время наполнены сказочными элементами. Урбанистические пейзажи сменяются чисто деревенскими мотивами, а в реалистическую манеру письма то и дело вплетается мистическое, ирреальное.
Неустойчивость, тревожность и красота начала века проявились в портретной живописи Котович-Борисяк. Как и всякой женщине, ей, вероятно, нравилось рассматривать себя в зеркале. Она писала много автопортретов углем и маслом, изображала себя в тюрбане и с вазой. Но внешность свою не приукрашивала: на одной картине виден двойной подбородок, на другой художница выглядит лет на 30. Неизменными остаются лишь необыкновенное достоинство в лице и не по годам серьезный взгляд. Особенно хорошо это выражено на полотне, где героиня изображена на фоне неласкового пейзажа. Вверху картины - черные сгустившиеся тучи. На втором плане по лугу, заломив руки, мчится фигурка женщины в малиновом платье. "Кто это, Раиса Ивановна?" - как-то спросила знакомая. "Это моя смятенная душа", - был ответ.
Ранняя смерть - причина того, что потомки мало знают о жизни Котович-Борисяк. Память о ней хранится в основном в виде семейных легенд. Одна из них - о создании картины "Серафим Саровский на Большой Ордынке". Однажды вечером, возвращаясь домой, художница была застигнута вьюгой и заблудилась. Было холодно и темно, она отчаялась найти дорогу. Вдруг впереди Раиса увидела старца в белой рубашке. Молодая женщина попыталась догнать его, но старец все шел, и расстояние между ними не сокращалось. Внезапно он свернул в переулок и исчез. В тот же момент небо просветлело, все вокруг изменилось, и Раиса поняла, где она находится.
Живопись никогда не служила для Котович-Борисяк главным источником заработка. Она работала в Главмузее, была хранительницей музея Новодевичьего монастыря. Как и ее муж Померанцев, художница была движима желанием сохранить русское искусство для соотечественников. Теперь настало время возвращать нашей публике незаслуженно забытые работы самой Котович-Борисяк.