СТРАТЕГИЯ РОСТА ДАЕТСЯ НЕПРОСТО

Губернатор Нижегородской области Иван Скляров и его команда, придя к рычагам управления в 1997 году и оценив полученное наследство, решили дистанцироваться от политики, проводившейся до этого командой Бориса Немцова. Тогда, в начале 90-х годов, область окрестили "всероссийским полигоном реформ", которая, впрочем, так и не смогла воплотить громкие слова в соответствующие дела. Поэтому была разработана и начала осуществляться новая экономическая стратегия. Новый губернатор, имея большой опыт управления, главный упор сделал на предотвращение обвала в промышленности. Для этого, в частности, между администрацией области и руководителями базовых предприятий в прошлом и нынешнем году стали заключаться соглашения. Суть их в том, чтобы снизить налоги для тех, кто достигнет реального роста производства. Причем, если в 1999-м речь шла об увеличении или как минимум сохранении объемов производимой продукции, то в 2000-м директоров заводов и фабрик нацелили на то, чтобы они в первую очередь наращивали налогооблагаемую базу. Новыми соглашениями предусматривалось, что бюджет области станет пополняться и не будет расти безработица.

Подпитка бюджета для Нижегородской области, являющейся регионом-донором, была особенно важна из-за событий последнего времени. Перераспределение налогов в пользу центра, отмена обычных в недавнем прошлом трансфертов прогрызли дыру в областном кошельке размером в миллиард рублей. А тут еще другая беда - подступало время расплачиваться по внешним долгам, сделанным прежней командой. Нижний ринулся в пучину зарубежных займов вслед за Москвой и Питером, но сил своих тогда не рассчитал. Однако отказываться платить по еврооблигациям - значит подрывать авторитет региона в глазах солидных зарубежных экономистов и политиков. Команда Склярова не могла допустить подобного.
Аналитики администрации первыми в России создали прецедент реструктуризации регионального долга иностранным кредиторам. Сначала договорились о том, как быть с краткосрочным синдицированным кредитом, полученным в Нижнем накануне августовского кризиса 1998 года. Затем в результате долгих и непростых переговоров достигли соглашения по тем 100 миллионам долларов, что некогда предназначались для так называемых "точек роста".
Конечно, волжанам было принципиально важно, чтобы и сами платежи были отсрочены, и проценты по ним снижены насколько возможно. Этого они добились. Но главная особенность соглашений все-таки заключалась в другом. Нижегородцы убедили своих западных партнеров, что те смогут вернуть свои деньги, если не будут выкручивать области руки, а наоборот, помогут ей эти деньги заработать.
К примеру, крупный нефтеперерабатывающий завод "НОРСИ" и владеющая им компания "НОРСИ-ОЙЛ" собственных скважин не имеют. Потому, когда мировые цены на нефть резко подскочили вверх, "НОРСИ" едва не рухнула на колени, оставшись без сырья. Производство упало чуть ли не на половину, ведь добытчики предпочли продавать нефть не заводам внутри России, а за рубеж.
Тут и подоспели на подмогу заимодавцы области. Они на свои деньги купили для "НОРСИ" сырую нефть. Те же после превращения сырья в бензин и солярку и продажи их на российском рынке по соглашению с областью поделились частью прибылей с кредиторами. То есть и производство сохранили, и регион налогов не лишили, и кредитное бремя облегчили. На примере "НОРСИ" был отработан механизм расплаты с внешним долгом не за счет повышения налогов или урезания социалки и зарплат, а путем развития производства пусть и на одном отдельно взятом заводе. Ту же схему сейчас задействуют на ряде других крупных предприятий области.
То, что к управлению регионом пришли реально мыслящие люди, иностранные инвесторы почувствовали и оценили. А ведь создание достойной среды для инвестиций - дело тонкое, долгое и кропотливое.
Бельгийцы приобрели здесь контрольный пакет акций стекольного завода. Испанцы с "нуля" построили фабрику и начали выпускать знаменитые кубики "Галина Бланка". О масштабе события говорит то, что на открытие "бульонного" производства (кстати, первого и единственного в нашей стране) в российскую провинцию специально приезжал испанский премьер-министр.
Сдвинулся с мертвой точки процесс привлечения российских инвестиций в экономику Нижегородской области. В прошлом году программа губернатора по возрождению нефтехимии дала очень хорошие результаты: в область пришла известная фирма "Сигур", и предприятия Дзержинского химического куста из убыточных, получив сырье и определенные послабления по энерготарифам, перешли в разряд прибыльных.
На верфях известного всей стране завода "Красное Сормово" наконец-то стали расти мачты новых кораблей. Причем заказов от российских инвесторов в общей сложности поступило более десятка. А первые два судна уже отправились с нижегородских стапелей в большое плавание.
Предшественники Ивана Склярова и его команды, действуя по западным учебникам, не учли того, что их земляки не смогут быстро перестроиться и заиграть по искусственно навязанным им правилам. Реформы должны созреть. Потому для внедрения рыночных технологий даже в такой "продвинутой" области, как Нижегородская, нужен взвешенный подход ко всем аспектам этих технологий, иначе о реальном развитии производства в регионах останется лишь мечтать. Если же технологию из-за чьих-то карьерных амбиций запустят раньше времени, то расплачиваться за это придется всему населению, и не только в Нижегородской области.