ВЕСНА НА ОЛЕНЬИХ РОГАХ

Олени упрямо не хотели бежать по накатанной снегоходами трассе соревнований. Сразу же после старта они круто заворачивали обратно. И лишь редкие упряжки, сопровождаемые громким улюлюканьем толпы болельщиков, мчали в заданном направлении.

Участники соревнований слышат результаты заездов, тщетно стараются их запомнить и промчать дистанцию еще быстрее. Но не жажда победы, хоть и сулящая ценные призы спонсоров, собрала в Казым участников гонки. Она была лишь частью проводимого Дня оленевода, праздника весны, которую, несмотря на до сих пор лютующие тридцатиградусные морозы, приносит на своих рогах олень.
Глава местного самоуправления национального поселка Казым, где проходил праздник, Николай Филиппов рассказывает, что в совхозе сегодня около шести тысяч оленей, немного меньше - у частников. Конечно, это не так и много по сравнению с былыми временами, но окружные власти приняли программу, по которой в целях развития отрасли вот уже три года подряд закупаются и раздаются представителям малочисленных коренных народов Севера олени как непременное условие сохранения этноса. Именно животноводство дает оленеводам около 80 процентов средств к существованию. Нынче окружные власти закупили на Ямале две тысячи голов оленей, и с учетом решений общественных советов и организаций раздали их желающим на возвратной основе в виде товарного кредита.
Олень для многих занятых в отрасли ненцев и ханты - единственный надежный кормилец. Его экологически чистым мясом питаются, из шкур шьют одежду и теплую обувь. Разоткровенничавшись, некоторые оленеводы рассказывали, что большинство из них целый год не имели зарплаты и получили по четыре тысячи рублей "живых денег" лишь накануне профессионального праздника. Часть пошла на закупку обновы для многочисленной семьи, часть - на продукты, остальное - на увеселительный напиток. Кое-кто принял этого напитка явно больше, чем следовало, и подходил к своим нартам уже нетвердой походкой. Один такой колоритный оленевод Федор Захаров с густым роем конопушек на лице и лохматой бородой просит сфотографировать, чтобы его семеро детей порадовались за отца, увидев в газете снимок. Но стоило пьяненькому Федору сесть на нарты, взять в руки четырехметровый шест и хмель будто начисто улетучился.
Но не все прикладывались к бутылке до старта. Вот в ожидании своей очереди сидит невозмутимо сосредоточенный пенсионер Кузьма Тарлин. Эта фамилия знаменита не только в Белоярском районе. Александр и Юрий Тарлины прогремели на весь мир, установив несколько лет назад рекорды в национальных видах спорта. Все эти годы ребята остаются непревзойденными, например, по метанию топора на дальность.
А на реке дан старт очередной упряжке. "Хоп-хоп-хоп!" - и срываются с места олени, летят из-под копыт комья снега, завивается сзади белая пыль. Праздник продолжается.