ВЗЯТЬ ГАЗ ЯМАЛА

Обско-Тазовская губа - это залив Карского моря на севере Ямало-Ненецкого автономного округа. Сюда впадает крупнейшая сибирская река Обь. В акватории губы сосредоточены значительные запасы рыбы ценных пород. Но особое значение имеют богатейшие запасы полезных ископаемых. В ее акватории располагается углеводородная провинция, где, по прогнозам геологов, содержится 7,4 триллиона кубометров газа. Эта цифра соизмерима с богатствами таких уникальных месторождений, как Штокмановское и Заполярное, вместе взятых.

Наличие прогнозируемых запасов должны подтвердить поисково-оценочные работы. Их ведет Газфлот - дочернее предприятие Газпрома, специализирующееся на проведении работ на морских месторождениях.
По поручению Газфлота организация "Артикэкошельф" провела экологическое картирование района, выявила наиболее экологически чувствительные зоны.
Был подписан протокол о взаимоотношениях между компанией ОАО "Газпром" и администрацией округа, разработана "Программа компенсационных и природоохранных мероприятий, направленных на сохранение экосистем Обской и Тазовской губ при проведении поисково-оценочных работ.
После всех согласований и государственной экспертизы заявочных материалов (что, кстати, в России проводилось впервые) Газфлот пробурил две скважины глубиной 1200 метров на участках Каменномысский и Каменномысский-море. В результате открыты два крупных газовых месторождения с запасами около 800 миллиардов кубометров сеноманского, самого "дешевого", газа.
Напомним что, согласно принятой добычной стратегии, Газпром собирается идти за "большим" газом на полуостров Ямал - в сложнейший по своим климатическим, геологическим и природным условиям регион. Начать там работу планируется через несколько лет. Но газ-то нужен стране сегодня.
Ясно, что надо своевременно вводить в строй новые углеводородные структуры. С этой задачей и помогут справиться морские месторождения Обско-Тазовской губы. Однако со времени бурения первых поисковых скважин работа на Обской губе остановилась, и последние полтора года - никакого движения. Причина - в "несостыковке" позиций Газпрома, местной власти и общественной организации "Ямал - потомкам", которая, по словам ее лидеров, призвана "защищать интересы коренного населения".
"Ямальская" сторона обеспокоена тем, что после проведения буровых работ в Обской губе может нарушиться экологический баланс и исчезнет рыба - основной продукт питания аборигенов. Газовая компания должна предоставить весомые гарантии, что этого не случится. Только тогда окружная администрация с позволения общественности даст разрешение на продолжение поисковых работ.
Чтобы разъяснить жителям, как будут проводиться поисковые работы на морских участках и что принесет населению и природе промышленное освоение Обско-Тазовской губы, представители Газпрома и Газфлота провели общественные слушания в Ямальском, Надымском и Тазовском районах.
- Мы гарантируем высокий уровень экологической безопасности,- говорил генеральный директор ООО "Газфлот" Александр Мандель. - У нас есть современная техника и технологии, позволяющие выполнять работу в сжатые сроки (например, на бурение скважины уходит 12 - 14 дней) и с высоким качеством. ОАО "Газпром" намерен построить на свои средства рыборазводный завод, чтобы приумножить биологические богатства Обско-Тазовской губы.
Жители округа обеспокоены сокращением поголовья рыбы в Обской губе. В последние годы ее стало действительно меньше, но отнюдь не из-за буровых скважин, а по причине разгула браконьерства. Газфлот поддерживает местные органы рыбоохраны: помог им своими судами, разрешил постоянно присутствовать на буровой платформе "Мурманская" во время проведения поисково-оценочных работ. Кроме сотрудников рыбнадзора, на платформе постоянно бывали различные делегации, уполномоченные округом, которые наблюдали за ходом работ. Люди могли лично убедиться, что на оборудовании установлены глушители, позволяющие снизить шум и вибрацию, что вода поступает на установку через систему с рыбозащитными устройствами. Буровой шлам и другие отходы не сбрасываются в воду, а утилизируются и вывозятся за пределы округа. Даже графики морских перевозок планируются таким образом, чтобы минимизировать воздействие на морских млекопитающих и рыб. Кроме того, планируется проводить постоянный экологический мониторинг.
Чтобы наглядно показать, как обеспечивается экологическая безопасность морских работ, ООО "Газфлот" в июне прошлого года даже организовал поездку представителей коренного населения ЯНАО на норвежскую платформу "Троль-С".
Разъяснительная работа среди населения - очень важная (наряду с производственными) задача Газфлота. Готова ли к диалогу ямальская сторона? И когда Газфлот сможет реально продолжить работу в акватории Обско-Тазовской губы? На эти вопросы я попросила ответить первого заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Иосифа Левинзона.
- При всех наших разногласиях мы стараемся работать в конструктивном русле, - ответил он. - Думаю, в этом году Газфлот сможет возобновить поисковые работы. Вместе с тем администрация округа до конца еще не уверена в необходимости освоения шельфа Обской губы. В общем, вопросы есть, и они требуют дополнительной проработки...
Так все же придут морские буровики в Обскую губу или нет? Ведь летняя навигация не за горами. Время торопит.

Комментарии для сайта Cackle
Конкурс на лучшее применение мавзолею Ленина, объявленный Союзом архитекторов, пришлось закрыть через два дня из-за шквала негатива.