ВЗЯТЬ ГАЗ ЯМАЛА

Обско-Тазовская губа - это залив Карского моря на севере Ямало-Ненецкого автономного округа. Сюда впадает крупнейшая сибирская река Обь. В акватории губы сосредоточены значительные запасы рыбы ценных пород. Но особое значение имеют богатейшие запасы полезных ископаемых. В ее акватории располагается углеводородная провинция, где, по прогнозам геологов, содержится 7,4 триллиона кубометров газа. Эта цифра соизмерима с богатствами таких уникальных месторождений, как Штокмановское и Заполярное, вместе взятых.

Наличие прогнозируемых запасов должны подтвердить поисково-оценочные работы. Их ведет Газфлот - дочернее предприятие Газпрома, специализирующееся на проведении работ на морских месторождениях.
По поручению Газфлота организация "Артикэкошельф" провела экологическое картирование района, выявила наиболее экологически чувствительные зоны.
Был подписан протокол о взаимоотношениях между компанией ОАО "Газпром" и администрацией округа, разработана "Программа компенсационных и природоохранных мероприятий, направленных на сохранение экосистем Обской и Тазовской губ при проведении поисково-оценочных работ.
После всех согласований и государственной экспертизы заявочных материалов (что, кстати, в России проводилось впервые) Газфлот пробурил две скважины глубиной 1200 метров на участках Каменномысский и Каменномысский-море. В результате открыты два крупных газовых месторождения с запасами около 800 миллиардов кубометров сеноманского, самого "дешевого", газа.
Напомним что, согласно принятой добычной стратегии, Газпром собирается идти за "большим" газом на полуостров Ямал - в сложнейший по своим климатическим, геологическим и природным условиям регион. Начать там работу планируется через несколько лет. Но газ-то нужен стране сегодня.
Ясно, что надо своевременно вводить в строй новые углеводородные структуры. С этой задачей и помогут справиться морские месторождения Обско-Тазовской губы. Однако со времени бурения первых поисковых скважин работа на Обской губе остановилась, и последние полтора года - никакого движения. Причина - в "несостыковке" позиций Газпрома, местной власти и общественной организации "Ямал - потомкам", которая, по словам ее лидеров, призвана "защищать интересы коренного населения".
"Ямальская" сторона обеспокоена тем, что после проведения буровых работ в Обской губе может нарушиться экологический баланс и исчезнет рыба - основной продукт питания аборигенов. Газовая компания должна предоставить весомые гарантии, что этого не случится. Только тогда окружная администрация с позволения общественности даст разрешение на продолжение поисковых работ.
Чтобы разъяснить жителям, как будут проводиться поисковые работы на морских участках и что принесет населению и природе промышленное освоение Обско-Тазовской губы, представители Газпрома и Газфлота провели общественные слушания в Ямальском, Надымском и Тазовском районах.
- Мы гарантируем высокий уровень экологической безопасности,- говорил генеральный директор ООО "Газфлот" Александр Мандель. - У нас есть современная техника и технологии, позволяющие выполнять работу в сжатые сроки (например, на бурение скважины уходит 12 - 14 дней) и с высоким качеством. ОАО "Газпром" намерен построить на свои средства рыборазводный завод, чтобы приумножить биологические богатства Обско-Тазовской губы.
Жители округа обеспокоены сокращением поголовья рыбы в Обской губе. В последние годы ее стало действительно меньше, но отнюдь не из-за буровых скважин, а по причине разгула браконьерства. Газфлот поддерживает местные органы рыбоохраны: помог им своими судами, разрешил постоянно присутствовать на буровой платформе "Мурманская" во время проведения поисково-оценочных работ. Кроме сотрудников рыбнадзора, на платформе постоянно бывали различные делегации, уполномоченные округом, которые наблюдали за ходом работ. Люди могли лично убедиться, что на оборудовании установлены глушители, позволяющие снизить шум и вибрацию, что вода поступает на установку через систему с рыбозащитными устройствами. Буровой шлам и другие отходы не сбрасываются в воду, а утилизируются и вывозятся за пределы округа. Даже графики морских перевозок планируются таким образом, чтобы минимизировать воздействие на морских млекопитающих и рыб. Кроме того, планируется проводить постоянный экологический мониторинг.
Чтобы наглядно показать, как обеспечивается экологическая безопасность морских работ, ООО "Газфлот" в июне прошлого года даже организовал поездку представителей коренного населения ЯНАО на норвежскую платформу "Троль-С".
Разъяснительная работа среди населения - очень важная (наряду с производственными) задача Газфлота. Готова ли к диалогу ямальская сторона? И когда Газфлот сможет реально продолжить работу в акватории Обско-Тазовской губы? На эти вопросы я попросила ответить первого заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Иосифа Левинзона.
- При всех наших разногласиях мы стараемся работать в конструктивном русле, - ответил он. - Думаю, в этом году Газфлот сможет возобновить поисковые работы. Вместе с тем администрация округа до конца еще не уверена в необходимости освоения шельфа Обской губы. В общем, вопросы есть, и они требуют дополнительной проработки...
Так все же придут морские буровики в Обскую губу или нет? Ведь летняя навигация не за горами. Время торопит.