03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МАРИЯ ЛЮДЬКО: НАШИ ГОЛОСИСТЕЕ ВСЕХ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 15 Марта 2005г.
В эти дни в Большом театре показывают премьеру оперы Верди "Фальстаф". Смотрю анонсы ближайших спектаклей: среди исполнительниц главной лирической роли Наннетты названа молодая певица из Петербурга, солистка Мариинского театра Мария Людько. Так она же "наша", из конкурса "Романсиада-2000", в свое время учрежденного "Трудом"! Да еще и обладательница первой премии...

- Маша, ты попала в этот спектакль, наверное, по чьей-то рекомендации?
- Нет, просто пришла и спела перед комиссией, в которой сидели Александр Александрович Ведерников, Маквала Филимоновна Касрашвили... Это, кстати, мой второй выход на сцену Большого: два года назад я участвовала в "Похождениях повесы" Стравинского, но то было на Новой сцене. А теперь работаем на главной.
- Принято считать "Фальстаф" технически очень сложной оперой.
- Так и есть. Певцу здесь, как говорится, нечем прикрыться - нет шикарных арий с длинными верхними нотами, где можно произвести эффект силой и тембром голоса. Зато бесконечной чередой идут виртуознейшие ансамбли, где ошибки запрещены - малейший сбой у кого-то одного может разрушить все звуковое здание.
- Ты уже несколько лет поешь в Мариинском театре. Можешь сравнить атмосферу обоих коллективов?
- Она, в общем, похожа. Но есть и некоторые отличия - например, в Большом все друг с другом здороваются, даже если незнакомы. По-моему, очень милый обычай, в нем есть что-то по-московски патриархальное.
- А насовсем в Москву не собираешься?
- Я слишком тесно связана с Петербургом. Ведь, помимо пения в Мариинском, еще преподаю в консерватории сольфеджио и гармонию, на радио "Петербург" делаю еженедельную передачу о памятных датах классической музыки... Но мы, слава Богу, живем в такое время, когда можно достаточно свободно ездить и по России, и по миру, не порывая с родным городом и театром. Я вот, например, в прошлом году по приглашению берлинской "Комише опер" участвовала в постановке "Сказки о царе Салтане", пела там Царевну Лебедь. Между прочим, на немецком. Единственное условие - я обязана получить "добро" у Ларисы Абисаловны Гергиевой - художественного руководителя Академии молодых певцов Мариинского театра, к которой, собственно, и принадлежу.
- Ты преподаешь сольфеджио и гармонию, но ведь это предметы из арсенала теоретиков...
- А я и есть музыковед-теоретик по первому образованию. Имею два консерваторских диплома.
- Случай нечастый...
- Я с младенчества окружена музыкой. В роду - крепкие артистические, художнические традиции. К сожалению, про дедушку с папиной стороны мало знаю - он погиб в самом начале войны под Ленинградом. Мамина мама пела, но ее карьере помешала война. Мамин папа - очень хороший пейзажист, представитель школы Зарубина, много странствовавший по России, Средней Азии, Кавказу, Крыму... Его работы рассеяны по всей стране, говорят, даже где-то в Генуе хранятся.
- А музыкальность твоя - от родителей?
- Конечно. Они у меня - коренные питерцы, в детстве всю блокаду провели в городе. Оба - певцы. Я и консерваторию окончила по классу моей мамы Светланы Николаевны Бурковской. Папа был лирическим тенором, более 20 лет проработал в театре имени Мусоргского (бывший МАЛЕГОТ). Я начала учиться музыке в 4 года, в 8 спела свой первый оперный спектакль - мне досталась роль Соловья в опере Николая Брянского "Квартет" по басне Крылова в папином театре... Лет в 12 вовсю аккомпанировала маминым ученицам. У меня даже была кличка Профессор - потому что я ходила в очках, в длинной юбке, со строгой прической...
- Ты уже немало ездишь по миру. По твоим наблюдениям - в чем русский оперный театр силен, а в чем проигрывает зарубежному?
- Немножко самонадеянно с моей стороны рассуждать на такую тему, но раз вопрос задан... У нас, считаю, очень мощная дирижерская школа. Режиссура - тут мы скорее догоняем. Причем гонимся часто не за лидерами, а за середнячками, за модой. Повальное "осовременивание" сюжетов, набившие уже оскомину ассоциации (к месту и не к месту) с тоталитарными режимами ХХ века, раздевание догола - все эти режиссерские штампы последних десятилетий мы быстренько усвоили... По голосам Россия по-прежнему остается богатейшей (может, самой богатой) страной. Вот музыкальное, общекультурное развитие подчас хромает. Русских певцов в основном "покупают" на русский же репертуар. В крайнем случае на итальянский. У нас непревзойденные педагоги и методики по постановке голоса, раскрытию тембра, овладению диапазоном. Но практически нет такой дисциплины, как исторические и национальные стили, - мы в большинстве своем совершенно не представляем, как правильно петь Баха, Моцарта или, допустим, Дебюсси. Поэтому на Западе на многих наших певцах как бы висит табличка "Медведи". То есть - поющие шикарно, красиво, но варварски. Разумеется, есть и исключения - такие, как Хворостовский, Бородина... Как Лейферкус - мудрейший певец, Ларин - человек, свободно говорящий на пяти европейских языках...
- Кое-кто поговаривает, что опера - жанр умирающий...
- Недавно ехала в такси, и водитель, узнав, что я певица, честно признался: он не поклонник оперы, но Большой театр уважает - как символ нации... Я думаю, то, что называется "опера для публики", будет жить всегда: красивые классические по духу постановки "Аиды", "Травиаты", "Риголетто", "Фауста"... А вот что действительно в кризисе - так это попса: посмотрите, до какой "одноклеточности" она докатилась.
- Зато появился мюзикл.
- Да, мы сейчас в Питере заняты одним довольно оригинальным проектом. Это смесь мюзикла и ледового шоу. Называется "Бесконечность". Музыку сочинила молодой композитор Анна Соловьева, стихи - поэт Михаил Крылов. Будет живой оркестр, певцы: с одной стороны, академические, с другой - такой классик эстрадного пения, как Альберт Асадулин. Пригласили и фигуристов - Алексея Ягудина, Елену Соколову. Сюжет - фэнтези про космическую катастрофу и возрождение мира через любовь.
- Я знаю, у тебя есть еще одно увлечение - камерная музыка, в том числе лирика Валерия Гаврилина. Тоже довольно редкое явление среди оперных певцов...
- Да, они настолько повязаны контрактами и, что греха таить, зарабатыванием денег... Но вообще-то настоящий музыкант должен быть разносторонним. Я очень люблю русскую музыку, мне кажется, это самое сложное, что существует на свете. Допустим, в какой-нибудь французской или итальянской арии можно прикрыться техничными колоратурами, красивым произношением... В русской музыке все это лишь средства для раскрытия психологического смысла, богатейших подтекстов, ассоциаций... Образно говоря, за нее нельзя браться грязными руками. Я медленно, шаг за шагом подвигалась к классическому романсу, к так называемой городской лирике. Городской, или бытовой, романс - очень своеобразный жанр со сложной судьбой. Это ярко национальное явление, говорящее о самых глубинных сторонах русской души. Он очень подвижен - как сама эта душа, надо постоянно искать новые формы его подачи, не давать ему закоснеть в псевдотрадициях. А из него чаще всего делают кабацкую песню... К Гаврилину же я пришла почти случайно: ведь он практически не писал для сопрано. Но поступил заказ на выступление в концерте... И я открыла для себя, что этот композитор - гений, бог в музыке. Жаль - он нечасто звучит. У меня уже есть гаврилинская программа - цикл "Русская тетрадь" и фрагменты из "Военных песен", - которую намерена аккуратно расширять. Почему аккуратно? Все-таки это немалый риск - мне, сопрано, "трогать" меццо-сопрановый репертуар. Можно повредить голос. А я еще хочу попеть лет 20-30...
- Теперь понимаю, что твой приход на конкурс "Романсиада", где мы познакомились, был не случайным.
- Да, среди пройденных мною конкурсов это один из самых любимых - наряду с Собиновским в Саратове и Бельведером в Вене. Если б не победа на "Романсиаде", я не рискнула бы прослушиваться в Большой театр и не было бы этих двух "моих" постановок на его сцене. Я бы не решилась поехать в Вену, не получила бы приглашения в Берлин... И вот уже готовлю второй компакт-диск - первый был посвящен романсам композиторов-классиков, а на втором будут произведения Булахова, Гурилева, Варламова, Прозоровского, Фомина, Андрея Петрова, того же Гаври-лина...
- Ты так занята... А время на отдых выпадает?
- У меня его с детства нет. В прошлом году впервые за шесть лет взяла отпуск - поехала с родителями в Турцию.
- Тебе, прости, уж не 18, а ты все с родителями...
- Я вовсе не маменькина дочка. Но человеку моей профессии очень трудно найти себе спутника вне профессионального круга. Наверное, часть моей материнской энергии достается ученикам, которых очень люблю. Но думаю, в моей жизни, полной событий и встреч, еще произойдет что-то очень важное...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников