РЕНЕ АНДРЕ: УГРОЗЫ С ЗАПАДА ДЛЯ РОССИИ НЕТ

Фиаско референдумов по вопросу евроконституции во Франции и Голландии отодвинуло на неопределенный срок интеграционные процессы. В результате среди прочего без адекватной юридической базы оказалось расширение Евросоюза в основном за счет бывших стран "народной демократии" и экс-республик СССР. О кризисе в Евросоюзе и диалоге ЕС - Россия наш корреспондент в Париже разговаривает с видным французским политиком, депутатом Национальной ассамблеи от партии Союз за народное движение, председателем парламентской группы "Франция - Россия" Рене АНДРЕ.

- Как вам видится развитие отношений между Евросоюзом и Россией?
- Они стратегические партнеры, которые по многим параметрам, политическим, экономическим, географическим, культурным и многим другим, обречены находить общий язык.
Мне кажется, что Евросоюзу надо окончательно определить свое отношение к России и понять, что Россия - это великая страна, с которой надо вести и дела и переговоры. России в свою очередь следует отдавать себе отчет в том, что в ЕС приняты определенные критерии демократии. Конечно, за относительно небольшой отрезок времени, всего лишь за полтора десятка лет, Россия не в состоянии достигнуть уровня демократии, к которому мы шли - кто сто лет, а кто и более того. В данном случае я не говорю о свободе печати. Мне кажется, что она обеспечивается в сегодняшней России. Может быть, в этом плане стоит продвигаться дальше. Не думаю, что некоторые идеи и сомнительные демарши, как рекламный ролик партии "Родина" с арбузной коркой, разделяют многие в России. Или лозунг этой партии "Воссоединить семью", который вызывает удивление и настороженность в Евросоюзе. Что воссоединить? Прежнюю "семью советских республик", включая прибалтийские страны? Надо быть поосторожнее со словами, если мы стремимся установить климат доверия.
Несколько слов о неправительственных организациях (НПО), что недавно обсуждали в Думе. Нужно навести порядок в этом вопросе. Наряду с настоящими неправительственными организациями, выполняющими реальные гуманитарные миссии, существуют и те, что, по сути, являются "крышами", прикрытиями для иностранных спецслужб, и те, что созданы для проведения банальных коммерческих операций. Наверное, не стоит к ним подходить с едиными мерками. Думаю, стоит четко объяснить, что никто не собирается запрещать работать в России подлинным гуманитарным организациям.
- Вы говорите об учете взаимных интересов. Когда объявляют о переброске натовских войск в Румынию или Польшу, в Москве нарастают тревожные настроения...
- Это важный вопрос. Мы понимаем, что размещение американских войск в этих странах - компетенция тамошних правительств, но Евросоюз должен четко заявить, что не может быть и речи об угрозе России со стороны Запада. Как и о вмешательстве в отношения между Украиной, Белоруссией и Россией. Я был в числе тех, кто во время "оранжевой революции" на Украине был сторонником того, чтобы не поддаться пропагандистской волне, поднятой прессой. Кстати, такой была и позиция нашего МИД. И действительно, сегодня мы видим, что там происходили процессы, куда более сложные, нежели их представляли наши СМИ. Нельзя абстрагироваться от глубоких исторических, культурных, экономических связей, которые существуют между Россией и Украиной. Нельзя забывать, что немалая часть населения Украины признает существование привилегированных связей с Россией и что другая часть Украины совсем не стремится иметь конфликтные отношения с Россией - настолько велика близость между этими соседними странами. В свою очередь Россия должна признавать право ЕС иметь интенсивные отношения с Украиной.
Россия и Евросоюз, на мой взгляд, могут работать с большой пользой. Что касается белорусской проблематики, думаю, что было ошибкой со стороны Евросоюза попытаться полностью изолировать Белоруссию. Мне кажется, нам надо вместе с нашими русскими друзьями посмотреть, как мы могли бы работать с этой страной, которая расположена между ЕС и Россией.
- Отношения между Россией и странами Евросоюза можно сравнить с геометрией изменяющегося крыла. Одна конфигурация выстраивается в связях, к примеру, с Францией и Германией, другая - с той же Польшей. Не будут ли новые члены ЕС из числа прежних стран "народной демократии" или экс-республик СССР, которые настроены проамерикански, ставить палки в колеса партнерства с Россией?
- Они недавно получили независимость и поэтому вопросы суверенитета воспринимают болезненно. Хотят проводить самостоятельную внешнюю политику, что вполне объяснимо. Поэтому нельзя, чтобы ЕС, и особенно Франция, допускали по отношению к ним демарши или высказывания, которые там могли бы воспринять за менторский тон, разговор свысока. Одновременно при полном уважении прав этих стран мы должны им объяснять, что внешняя политика ЕС не может сводиться к равнению на американцев, что такой курс не имеет будущего, ибо у американцев нет постоянных друзей, а только постоянные интересы. Поэтому сближение Вашингтона с этими странами Центральной и Восточной Европы, ставшими недавно членами ЕС, в первую очередь продиктовано американскими интересами, которые не всегда совпадают с интересами как этих стран, так и ЕС в целом.
Что касается прибалтийских стран, то мне понятны резоны Москвы, которая, к примеру, критикует Латвию за непредоставление статуса граждан проживающим там этническим русским. Думаю, каждой стороне в этом вопросе стоит пройти свою часть пути. И прибалтам, и Москве.