ЛИФТ-УБИЙЦА

Дикая и нелепая трагедия произошла на Юго-Востоке столицы. В подъезде дома 34, корпус 1, на Братиславской улице, в лифте погиб девятилетний мальчик. Второклассника зажало автоматическими дверями. Люблинская межрайонная прокуратура уже возбудила уголовное дело по статье 292 (халатность). Но сколько еще "лифтов-убийц" ждет нас сегодня в собственных подъездах?

Свыше 19 тысяч лифтов в Москве нуждается в замене в связи с изношенностью. Эту цифру привел начальник отдела столичного управления Ростехнадзора Сергей Матвеев. Кроме того, исчерпан срок службы у 60 процентов оборудования диспетчерской связи. "Есть случаи, когда люди находились в застрявшем лифте по полчаса и дольше, помощи не дождались и пытались эвакуироваться, что приводило к летальному исходу".
Срок эксплуатации лифта в зависимости от типа - около 25 лет. Излишне говорить, что огромное число подъемных агрегатов в Москве давно перешагнуло этот рубеж. Ситуацию усугубляют и тарифы на техобслуживание, разработанные, по образному выражению Сергея Матвеева, при царе Горохе. Денег, которые платят граждане, не хватает на нормальный ремонт, не говоря уж о замене лифтов. "Лифты должны эксплуатироваться строго в пределах сроков, указанных заводами-изготовителями. Даже эксперт не всегда видит изношенность металла, конструкций и шахты", - подчеркнул Матвеев.
Начальник отдела департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столицы Лидия Ладнева уверена, что большая часть москвичей пользуется нормальными лифтами, чьи сроки эксплуатации не истекли. Таковых в Москве 75 тысяч. Что же касается 19 тысяч пожилых агрегатов, беззащитных перед угрозой обрушения в шахту, то Лидия Ладнева эту цифру отрицать не стала. Но отметила, что бюджетных средств хватает только на техническое освидетельствование лифтов, но не на замену.
И все же замена устаревших подъемников постепенно идет. Об этом "Труду" рассказали в "Мослифте". По информации пресс-секретаря Натальи Яшиной, в первую очередь заменяются лифты в выносных шахтах. Работа идет за счет городского бюджета. Это касается и кооперативных домов - хозяевам квартир платить за замену не придется.
А вот информацию о том, что старые лифты могут рухнуть в шахту, Наталья Яшина поспешила опровергнуть. По ее словам, отечественные подъемные механизмы выпускались и выпускаются со значительным запасом прочности. Для канатов этот запас равен 10-кратному сроку эксплуатации, то есть 250 годам, а для металлических деталей кабин он даже 25-кратный. Иными словами, если верить данным "Мослифта", старые столичные лифты станут опасными для жизни еще очень не скоро. Увы, трагедия на Братиславской это опровергает.