"ПУСТЬ НЕ СТАНЕТ МЕНЯ, ЮРЫ..."

"Жил человек - радовал кого-то. Ну пусть не станет меня, Юры. Хотя кто-то заплачет. Но ведь я не один такой. Почему человек должен умереть? Потому что у России кончились деньги? Я в это никогда не поверю..." Это слова Юрия Баландина, больного раком крови из Воронежа.

А еще есть Ирина, Равиль, Наталья... Одной 18 лет, другому 39, третьей 53. Всего их 4800 человек - людей, занесенных в регистр пациентов с тяжелейшей разновидностью рака крови. Раньше при диагнозе хронического миелолейкоза погибали сто человек из ста. Несколько лет назад появился препарат, который способен совершить чудо: опухоль уменьшается до уровня молекул, человек чувствует себя практически здоровым. Но лечение нельзя останавливать - иначе рак стремительно прогрессирует и становится неизлечимым. В прошлом году более двух тысяч больных получали должное лечение и жили полноценной жизнью. В начале 2007 года 500 из них было отказано в получении препарата, новым пациентам просто не говорят о возможности эффективного лечения. На днях в Воронеже из-за перерыва в лечении умер 17-летний пациент.
"Я хорошо изучил 124 статью Уголовного кодекса об уголовном наказании за неоказание медицинской помощи больному, - говорит главный гематолог России академик Андрей Воробьев. - Конечно, можно считать, что оказывать помощь обязан только лечащий врач. Но я считаю правильной другую трактовку: главную ответственность несет тот, кто стоит в начале этой цепочки. И под суд должен идти организатор здравоохранения, а не врач, которому запретили выписать рецепт".
Андрей Иванович знает, о чем говорит, - он не только ученый с мировым именем, сам был министром здравоохранения. Поэтому именно ему я задала вопрос о том, возможно ли в короткий срок исправить отчаянную ситуацию с провалом программы лекарственного обеспечения. Ведь речь идет не только о больных раком крови: в списке обреченных на смерть или тяжелую инвалидность оказались пациенты с тяжелейшими диагнозами гемофилии, рассеянного склероза, муковисцидоза... А еще я спросила о том, поможет ли делу недавняя отставка руководителя Росздравнадзора Рамила Хабриева.
- Отставка Хабриева - дымовая завеса, она никого не спасет, - сказал академик Воробьев. - А исправить ситуацию можно в считанные дни. И как врач, и как бывший министр я точно знаю: у государства есть огромные резервы на случай чрезвычайной ситуации. Заткнуть дыру можно буквально в считанные дни, надо только этим заниматься. Нужно срочно возобновить закупки лекарств, брать деньги из резерва.
В пресс-конференции по этой проблеме участвовали врачи, юристы, представители пациентов. Суть сказанного: люди начинают умирать без эффективных лекарств. Уже в ноябре было ясно, что кризис неизбежен, но два-три месяца проблема сознательно забалтывалась. Сейчас, как сказал известнейший юрист профессор Сергей Максимов, идет поиск врачей-вредителей, которые "понавыписывали лишних рецептов". Но медики упорно хотят лечить больных эффективными препаратами. В Санкт-Петербурге одному из врачей запретили выписать рецепты всем нуждающимся. Тогда он составил поименный список своих пациентов (65 человек) и предложил чиновнику самому вычеркнуть тех, кто лишится препарата и шанса на выживание. Вчера в этом конфликте врач смог победить. А завтра?
Кресло для представителя Минздравсоцразвития, которого приглашали к обсуждению проблемы, так и осталось пустым...