ПОТРЕБИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ?

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. А как обстоят дела с защитой наших с вами интересов в остальные дни года? Судя по читательской почте, взаимоотношения между потребителями и теми, кто представляет рынок услуг, самими производителями, оставляют желать лучшего.

На вопросы наших читателей отвечает адвокат ОЛЬГА БОБРОВА.
Не машина, а развалюха
Купленная в автомагазине машина оказалась с заводским браком. Для расторжения договора купли-продажи написал заявление в магазин, но там с моими доводами не согласны. Что мне предпринять? Возможно ли взыскание неустойки по моему требованию, если магазин не возвратил мне уплаченные за машину деньги?
А. Пашков, Новгородская область
Во-первых, не тяните время - обращайтесь в суд с исковым заявлением. Если магазин отказал в расторжении договора купли-продажи, а также выплате стоимости товара, надеяться на чудо не приходится.
Как предусмотрено в ст. 22 Закона "О защите прав потребителей", требования потребителя, в частности, о возмещении убытков, причиненных расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. В ст. 23 установлена ответственность (неустойка в размере 1 процента цены товара за каждый день просрочки) всех обязанных лиц за нарушение срока выполнения указанного требования.
Вы также должны знать, что статьей 15 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом) прав потребителей. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Срок сроку рознь
Расскажите, в чем различие между сроком годности и гарантийным? Поставили новую дверь, гарантийный срок которой - 5 лет. Означает ли это, что после пяти лет эксплуатации у нее истечет срок годности и придется ставить новую дверь?
Т. Серкова, Тюмень
Согласно ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров утверждается правительством России.
Срок службы - время, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению. В этот период он несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Срок службы устанавливается на товар или работу, предназначенные для длительного использования, - это игрушки, мебель, электробытовые товары и т.д.
Гарантийный срок - период, в течение которого, если обнаружен брак в товаре (работе), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя: безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерно уменьшить покупную цену; заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторгнуть договор купли-продажи и т.д. Эти правила прописаны в ст. 18 и ст. 29 Закона "О защите прав потребителей".
Что же касается вашей двери, то гарантийный срок в 5 лет обязывает изготовителей двери или фирмы, которая эту дверь продала и установила, в течение этого срока бесплатно устранять все неполадки, возникшие в ходе эксплуатации. По истечении пятилетнего срока дверь может служить сколь угодно долго, но ремонт неполадок в этом случае вы будете оплачивать уже самостоятельно.
Межсезонные распродажи
Купила на распродаже весенние сапожки. Продавцы ничего не сказали о гарантийном сроке. Расскажите, как в таком случае действуют гарантийные сроки на сезонную обувь?
Т. Потапенко, Иваново
Закон "О защите прав потребителей (п. 2 ст. 19) и Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров устанавливают, что для сезонных товаров (одежда, обувь и др. изделия) сроки заявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Однако необходимо различать обувь сезонного и несезонного назначения. Если приобретена несезонная обувь, гарантия исчисляется со дня ее продажи-покупки. На обувь сезонного назначения отечественного и импортного производства, приобретенную до наступления сезона, гарантия дается с начала соответствующих сезонов, срок наступления которых определяется соответственно субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей. В тех случаях, когда товар, имеющий сезонное назначение, приобретен в сезон, и впоследствии в нем были обнаружены недостатки, не оговоренные продавцом, покупатель имеет право предъявить претензию по поводу проданного товара в течение установленного гарантийного срока или шести месяцев, если гарантийный срок не установлен, с момента приобретения товара.
Гарантийные сроки на сезонную обувь наступают с начала соответствующего сезона (зимний начинается 1 ноября, весенний - 1 апреля, летний - 1 июня, осенний - 1 сентября). Так, если вы купили зимние сапоги летом, то их гарантийный срок начинает работать с ноября (при условии, что сохранен чек). А если вы приобрели в августе осенние ботинки и сразу их надели, а у них через пару дней отклеилась подошва - скорее всего, в магазине вам откажут вернуть деньги, потому что вы начали носить обувь раньше сроков осеннего сезона. Претензии от покупателя не принимают, если обувь носят без соблюдения сезонности, а также правил эксплуатации и хранения обновки. Что касается туфель и летних босоножек, то их гарантийный срок начинается с момента носки (это легко определяет экспертиза). Такая обувь - на все сезоны, и в течение месяца со дня носки по гарантии ее можно сдать в ремонт. Это же касается и демисезонной обуви.
Дом, который построил...
Купил квартиру в ЗАО. Договор купли-продажи заключен в июле 2003-го, а срок ввода в эксплуатацию - в IV квартале. Фактически же дом введен в эксплуатацию в 2005 г., оформлен в собственность ЗАО в 2006-м. Мое право собственности на квартиру зарегистрировано в 2006 г. Кроме того, фактическая площадь квартиры оказалась на 7 метров меньше, чем в договоре, а дом оказался не кирпичным, а только облицован кирпичом. Можно ли обратиться с иском к ЗАО о возмещении убытков?
П. Цветков, Московская область
Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и устанавливает права потребителей на приобретение товаров, работ, услуг надлежащего качества. Таким образом, вы как потребитель, желающий приобрести квартиру для личного пользования, пользуетесь также защитой этого закона. В случае передачи продавцом покупателю недвижимости несоответствующего качества, применяются правила ст. 475 Гражданского кодекса. Эта статья и статья 18 Закона "О защите прав потребителей" определяют, что в случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю.
Таким образом, вы можете помимо уменьшения цены либо расторжения договора потребовать возмещения убытков. Продавец должен удовлетворить заявленные вами требования в 10-дневный срок. В случае нарушения продавцом этого срока, он уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1процента цены товара.
Согласно постановлению пленума Верховного суда к договорам строительного подряда также должен применяться Закон "О защите прав потребителей". Если был заключен не договор купли-продажи квартиры, а договор долевого участия в строительстве дома, в случае возникновения споров суды также используют положения Закона "О защите прав потребителей".
По губам текло, а в рот не попало
Купил в магазине бутылку вина, которое оказалось недоброкачественным. Могу ли я вернуть распечатанную бутылку в магазин?
К. Листов, Краснодар
Необходимо сразу же идти в магазин и требовать свои деньги обратно. В этом случае не играет роли тот факт, что вы уже открыли бутылку и разлили вино по бокалам. Следует вино слить обратно в бутылку и отнести его в магазин. При этом вы вправе потребовать назад свои деньги или обменять некачественный товар. Вам легче будет доказывать свои права, если сохранился кассовый чек магазина. Поэтому, приобретая что-либо в магазине, не выбрасывайте сразу чеки, не оставляйте их на прилавке, а забирайте с собой. Пусть они некоторое время хранятся у вас, пока не убедитесь, что колбаса или банка консервов, купленные в магазине, пригодны к употреблению.
Подготовила