Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности, Заксобрание Петербурга наконец-то отреагировало на происходящее и предложило запретить аренду электросамокатов на три года, по 1 января 2027-го. И чем это обернулось? Ничем!

За эти три года предлагалось устранить проблемы СИМ, ввести их в правовое поле. Запретить проезд электросамокатов по тротуарам, ввести страховку, ужесточить ответственность за нарушения. Законопроект о полном запрете кикшеринговых электросамокатов опять же на три года разработал вице-спикер местного парламента Павел Иткин (документ опубликован на сайте Мариинского дворца).

Петербуржцы давно ждут наведения порядка в этой сфере. По опросам SuperJob, каждый второй житель Северной столицы считает, что необходимо ввести законодательные ограничения. В сентябре 2023-го активист Андрей Скляров создал петицию, где призывал петербуржцев присоединиться к его инициативе запретить электросамокаты в городе. Он ссылался на такое решение в Париже по результатам общегородского референдума. «Считаю, что в Петербурге подобный опыт может пригодиться и наш город сможет повысить уровень комфорта городской среды, снизить уровень и количество ДТП, а также уменьшить количество травм и трагических исходов опасной езды», — говорится в обращении.

Проблема очевидна: электросамокаты, моноколеса и прочие скутеры, в массовом порядке вторгшиеся на мостовые и тротуары, создали серьезные проблемы безопасности. Поэтому многие крупные города уже давно регулируют эту сферу. Мадрид резко ограничил возможность подобной аренды еще в 2018 году, в Барселоне электросамокаты нельзя провозить в общественном транспорте, в Лондоне СИМ разрешены лишь в частных владениях...

И. о. руководителя Главного следственного управления СК по Петербургу Олег Бобков предложил председателю Законодательного собрания Александру Бельскому выступить с законодательной инициативой о запрете передвижения на электросамокатах в Петербурге везде, кроме специально отведенных мест. Аргументировал цифрами: у него в производстве уголовные дела по происшествиям с СИМ. В Петербурге насчитывается 37 тысяч арендных самокатов. Более 2 млн предупреждений сделали пользователям-нарушителям операторы кикшеринга, более 7 тысяч аккаунтов за грубые нарушения заблокировали. Но это, конечно, не решает проблему. Травматизм из-за электросамокатов растет.

Предложение силовиков запретить электросамокаты везде, кроме специально отведенных мест, поддержали и депутаты. Возникла робкая надежда, что уже нынешней весной можно будет выйти на улицу и не бояться электролихачей. Ну не на их же сознательность надеяться! Как-то я осмелилась очень мягко подсказать девушке, ехавшей на электросамокате с маленьким ребенком, державшей в одной руке руль, а в другой стакан, что буквально рядом расположена дорожка для СИМ. Зачем она колесит в пешеходной зоне, где полно людей? Даже не глянув в мою сторону, девушка в боевой раскраске заявила: «Где хочу, там и езжу!» В общем, спасайся кто может.

И вот прошла зима, в Петербурге неожиданно быстро улицы освободились от льда и снега. И тут на авансцену вышел председатель Законодательного собрания Александр Бельский. Тот самый, который уже прославился заявлением по поводу СИМ, что как в Париже у нас не будет. «В Петербурге станет на 10 тысяч больше электросамокатов в 2024 году, — бодро заявил он в своем телеграм-канале. — Пришла весна, а значит, близится сезон самокатов. Не секрет, что Петербург плотно занимается регулированием их работы. Стараемся повысить безопасность, обсуждаем болевые точки кикшеринга — вместе ищем пути решения».

Умеет петербургский спикер «включить невменяшку» и запустить процесс по новому кругу. Словно и не было этих минувших пяти лет «хорошо организованного хаоса», унесшего и покалечившего столько жизней. Ничего личного, как говорится, бизнес. Почему-то Александр Николаевич напомнил мне ту девушку с ребенком на электросамокате, которая уверена, что будет и дальше ездить где и как хочет. А кто ее остановит?

Правда, петербуржцы еще подают признаки жизни. Обычно выступления спикера в телеграм-канале особых откликов не вызывают. Ни на поздравления с праздниками, ни на внедрение «Пушкинской карты» для пенсионеров, ни на создание памятника, посвященного семье, жители Северной столицы не реагируют. А тут полетели ответы: «Сегодня господин Бельский анонсировал увеличение количества кикшеринговых электросамокатов еще на 10 тысяч! Это такая изощренная забота о гражданах-пешеходах? Нет ни инфраструктуры соответствующей, ни правил, регулирующих их поведение, ни снижения скорости до 10 км в час. Как можно так поступать, начисто игнорируя интересы большинства горожан?»

«Это просто издевательство над горожанами. Ходить страшно по пешеходным дорожкам. Во дворах машины паркуются где попало, а на узких пешеходных дорожках, где только вдвоем разойтись, носятся эти доблестные уроды. За детей и стариков страшно, да и сам ходи оглядывайся. Явно товарищи из Заксобрания в доле с самокатовладельцами».

«Если руководство города не примет меры по защите пешеходов от самокатов, то придется это делать самим петербуржцам! Уберите самокаты с тротуаров, это не просьба, это требование!»

Услышит ли их хоть кто-нибудь?