Татьяна то вздохнет, то охнет…

О фильме «Онегин» и не только о нем

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих фильмах не брезгует самыми пошлыми приемами. Поэтому в соцсетях «Онегин» был подвергнут хейту еще до премьеры. Но оценивать нужно все-таки не репутацию автора, а само кино. И здесь, на мой вкус, «не все так однозначно»...

Начну с того, что ни один учитель литературы, посмотрев фильм, не бросит в Сарика не то что увесистого булыжника, но даже мелкого камешка. И не только потому, что масштабную 140-минутную ленту уже одобрило Министерство просвещения, рекомендовав ее к просмотру. Но и потому, что режиссер счастливо избегает в фильме пошлой отсебятины, которую он позволял себе, снимая, скажем, чудовищный ремейк «Служебного романа».

В этот раз Андреасян бережно, старательно, едва ли не постранично переносит на экран пушкинский сюжет о молодом аристократе, который пресытился светской жизнью и впал в английский сплин, сиречь в русскую хандру. Получив от усопшего дядюшки наследство, Онегин уединился в сельской глуши. Познакомившись здесь с семейством Лариных, не смог оценить искренний любовный порыв юной Тани. А спустя годы, когда сумел-таки разглядеть в ней красоту, ум, стать, получил в ответ: «Но я другому отдана. Я буду век ему верна».

Эта строчка звучит в фильме в стихотворном варианте. Но вообще-то герои чаще объясняются прозой. Это не режиссерская прихоть, а вынужденная мера. «Евгений Онегин», напомню, — не пьеса, а роман в стихах. Не дописывать же за классика рифмованные диалоги! Поэтому пушкинские строки пришлось перекладывать на язык разговорной речи. В большинстве случаев эта операция прошла вполне успешно, хотя не обошлось без диковатых лексических оборотов: «Чем меньше любишь женщину, тем скорее ей нравишься». Или: «Привычка — великий дар, она может заменить счастье». Как можно было соорудить такие нелепые словесные конструкции вместо прекрасных афористичных строк?

К счастью, в фильме нашлось место и собственно пушкинскому слогу. Во-первых, знаменитые письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне звучат на экране в стихах, придавая объяснениям героев необходимое лирическое звучание. А во-вторых, автор сценария Алексей Гравицкий, давно сотрудничающий с Андреасяном, ввел в действие Рассказчика (Владимир Вдовиченков), который комментирует происходящие события пушкинскими стихами. Прием не новый, его нередко используют в театре, хорошо работает он и в «Онегине».

Судя по экрану, Андреасян при съемках фильма не был стеснен в средствах. Бюджет «Онегина», по некоторым сведениям, составил 500 млн рублей. Режиссер разворачивает камерный, в сущности, сюжет на фоне роскошных дворцов и усадеб, бескрайних полей и густых дубрав, уединенных беседок и вековых аллей. Для фильма были пошиты 423 костюма, 120 пар обуви, 200 штор и тюлей, 180 палантинов и даже изготовлены 2000 лампочек, которые имитируют пламя свечей. А еще в кадре — кареты и конные экипажи, старинные сундуки и резная мебель, фамильный фарфор, ананасы и устрицы на столах, картины на стенах, жемчуга на шеях дам...

Это визуальное пиршество явлено на экране во всем аутентичном блеске, создавая изображение невероятной, порой приторно-гламурной красоты (оператор Кирилл Зоткин). Даже на охоту Онегин ходит одетый, как лондонский денди, — при галстухе и котелке. Что до Татьяны и Ольги (Татьяна Сабинова), то они, проживая в сельском захолустье, вечно наряжены, как на бал. Но я могу сколько угодно иронизировать над избыточно-сочной «картинкой» фильма, а массовому зрителю она, скорее всего, придется по вкусу. Уже доводилось читать восторженные восклицания после просмотра фильма: «Как красива наша Россия!». С этой мыслью трудно спорить, вот только хорошо бы еще различать красоту и красивость...

Но главная моя претензия к фильму касается возраста актеров. На роль Татьяны режиссер ожидаемо взял свою жену — актрису Лизу Моряк, известную, в частности, по роли эскортницы в сериале «Жизнь по вызову». Лично меня этот факт не смущает: актриса может играть сегодня монахиню, а завтра ведьму, это нормально. Ненормально, что мечтательную Таню, которой у Пушкина не больше 17 лет, играет 28-летняя актриса. И эти 28 лет при всей броской красоте Лизы, увы, хорошо видны на экране.

Под «возрастную» Татьяну подобрали еще более матерого Онегина. Им стал 40-летний Виктор Добронравов — актер фактурный, харизматичный, но который выглядит в фильме на все 50 лет. А ведь Онегину в первых главах романа — «осьмнадцать лет», а в конце повествования — всего-то 26 годков. Его младшего друга Ленского сыграл 30-летний Денис Прытков, который тоже не выглядит моложе своих лет. Как тут не вспомнить строку из записок 16-летнего Пушкина: «В комнату вошёл старик лет 30-ти»...

Разумеется, сюжет «Евгения Онегина» можно пересказать и как драму зрелых людей, но это требовало серьезной корректировки сценария. Однако авторы фильма заморачиваться не стали, в итоге Онегин с морщинами на челе и седой прядью в волосах аттестуется в фильме как молодой повеса. А Татьяна в возрасте под 30, которая в пушкинскую пору считалась бы безнадежной старой девой (к примеру, жена Пушкина к 25 годам была уже матерью четырех детей), неоднократно именуется девочкой.

Самое грустное, что в финальных сценах Татьяна мало изменилась по сравнению с началом фильма. Разве что цвет платьев поменялся. А без преображения героини из юной сельской барышни в роскошную столичную даму осталось неясным, отчего Онегин был так холоден к Татьяне ранее и так взволновался при встрече с ней в финале, когда она стала княгиней (в фильме ее по недомыслию назовут княжной). Уж не повелся ли он на ее богатство и титулы, в чем подозревает Онегина все еще влюбленная в него Татьяна? Не хотелось бы так плохо думать о герое, в которого Пушкин вложил немало черт и от себя...

Но если закрыть глаза на эти возрастные несоответствия, то нужно признать, что актеры в предложенных обстоятельствах играют хорошо. Это относится и к исполнителям ролей второго плана. Алена Хмельницкая (мать Татьяны), Светлана Немоляева (няня), Алексей Гришин (Зарецкий), Ольга Тумайкина (Скотинина), Александр Яцко (князь), Карэн Бадалов (гувернер Гильо) создают в «Онегине» узнаваемую по русской классике жизненную среду.

В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. В изложении Андреасяна «Евгений Онегин» — это никакая не энциклопедия русской жизни, а просто красивая история несостоявшейся любви. Ее уже успели посмотреть и оценить первые зрители. Фильм за стартовую неделю проката собрал порядка 417 млн рублей. Можно предположить, что итоговые сборы приблизятся к миллиарду.

Нравится это кому-то или нет, но Андреасян с «Онегиным» вошел в клуб коммерчески успешных, респектабельных режиссеров, в котором он теперь на равных с Климом Шипенко («Холоп», «Вызов»), Антоном Мегердичевым («Движение вверх», «Сердце пармы»), Дмитрием Дьяченко («Чебурашка»)... Говоря пушкинским слогом, его пример — другим наука. Придя в кино из КВН, Андресян начинал с убогих комедий, потом пошли экранные середнячки типа «Землетрясения» и «Непрощенного». Но, похоже, он каждый раз извлекал уроки из своих поражений. И теперь снял большой, зрелищный, не ровный, во многом иллюстративный, но точно не стыдный фильм.

«Онегин» — однозначно лучшая работа Сарика Андреасяна. Если раньше он, условно говоря, брал высоту в 110 см, то здесь прыгнул сразу на 180 см. До рекордных 245 см далековато, но тем не менее... Никогда нельзя ставить на человеке крест, у него всегда есть шанс расти, развиваться, намечать перед собой более амбициозные цели и добиваться их воплощения. Казус Сарика Андреасяна, мне кажется, доказывает это.