МОНОПОЛИЯ НА АНТИМОНОПОЛИЮ

На очередном правительственном часе в Государственной Думе держал ответ перед законодателями глава Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) Илья Южанов. В последнее время парламентарии проявляют повышенный интерес к этому ведомству. Они, например, поставили под сомнение известную алюминиевую "сделку века": депутат от фракции СПС Константин Ремчуков вышел к коллегам-законодателям с предложением отправить парламентский запрос главе МАПа "О проверке соответствия антимонопольному законодательству РФ сделки на приобретение пакетов акций Красноярского, Новокузнецкого, Братского заводов, Ачинского глиноземного комбината".

В частности, в тексте запроса министру Южанову указывается на то, что покупателями акций указанных предприятий являются АО "Сибнефть" и "ЛогоВАЗ", доля которых на алюминиевом рынке составляет 75 процентов, а это вступает в противоречие со статьей 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". По мнению депутата Ремчукова, с которым согласились многие парламентарии (большинством голосов текст запроса был принят и отправлен по инстанциям), "в результате непрофессионализма участников этой сделки и ее закрытости дестабилизирована обстановка в алюминиевой отрасли, обострился дефицит сырья, экономике страны и алюминиевой отрасли нанесен ущерб в целом на 900 млн. долларов США".
А 28 марта, в преддверии выступления Южанова на пленарном заседании Госдумы, думский Комитет по экономической политике во главе с Сергеем Глазьевым провел парламентские слушания "Экономическая политика в области государственного антимонопольного регулирования: практический опыт и задачи совершенствования законодательства". В документе по итогам этих слушаний, который скромно назван "рекомендациями", содержится очень много интересного. Так, парламентарии сетуют на то, что МАП до сих пор не выработал действенных механизмов пресечения нелегальных сговоров участников рынка с целью завышения цен. Думцы недовольны и тем, что эффективность антимонопольного регулирования снижается, поскольку в ряде случаев рабочие функции министерства переплетаются с деятельностью Минфина, Минторга, Минэкономики, Центробанка и целого ряда других ведомств. Особенно это характерно для конкуренции на рынке финансовых услуг, антимонопольным регулированием которой одновременно занимаются МАП, ЦБ и Федеральная комиссия по ценным бумагам. По мнению депутатов, вне поля зрения антимонопольного регулирования остаются процессы концентрации собственности в целях установления контроля за рынком. Причем во многих случаях этот контроль устанавливается зарубежными компаниями, что уже составляет угрозу национальной безопасности.
Среди многочисленных претензий, высказанных участниками слушаний к МАПу и его главе, прозвучало, в частности, мнение о том, что низкая эффективность деятельности министерства связана со стремлением максимально расширить круг своих полномочий. Численность сотрудников министерства при этом не увеличивается, а так как проблем становится больше, решение самых важных из них затягивается.
На раздутость полномочий МАПа указывает и тот факт, что в странах Запада ту работу, которую пытается делать наше антимонопольное министерство, выполняют несколько ведомств. Несмотря на столь явную "загруженность" работников МАПа, его глава Илья Южанов (а также его заместитель Наталья Фонарева) на парламентских слушаниях настаивали именно на расширении полномочий своего ведомства.
Например, порадовавшись с трибуны за то, что наконец-то вступил в силу новый закон "О защите конкуренции на финансовых рынках" и теперь регулированию подлежат банковские, страховые, пенсионные и иные виды финансовых услуг, господин Южанов стал сокрушаться, что МАПу за три месяца действия этого закона не удалось издать подзаконные акты, так как министерство встречает очень серьезное сопротивление других структур. "Три месяца ЦБ РФ не согласовывает с нами соответствующие документы, которые касаются доминирующего положения кредитных организаций, - пожаловался глава МАПа думцам на господина Геращенко. - На мой взгляд, это понятно, потому что впервые монополия ЦБ по регулированию в этой сфере этим законом будет нарушена. Точно так же у нас есть проблемы с ФКЦБ в части регулирования в финансовом секторе".
Еще более воодушевленно Илья Южанов смотрит на перспективы передачи регулирования железнодорожных тарифов, в том числе экспортных, из ведения МПС в ведение родного "вездесущего" МАПа.
- На наш взгляд, - заявил министр Южанов с трибуны парламентских слушаний, - эти тарифы должно устанавливать государство не в лице самого хозяйствующего субъекта (то есть МПС. - Ред.), а в лице того органа, на который это возложено, - то есть на наше министерство. Для этого надо как минимум изменить закон "О федеральном железнодорожном транспорте"... Ну что ж, если в интересах антимонопольного министерства и амбиций его главы Ильи Южанова надо изменить закон - можно изменить. Надо так надо, как говорится в известной телевизионной рекламе.
В материалах, подготовленных МАПом к парламентским слушаниям, министерство сетует на то, что ввиду невозможности проведения министерством оперативно-розыскных мероприятий особенно трудно собирать информацию о случаях негласных антиконкурентных соглашений.
- Просто при расследовании ряда дел, когда наши сотрудники приходят, скажем, в банк или к регистраторам и требуют на основании закона какую-то информацию, им ее зачастую не предоставляют, - признался Илья Южанов. - Мы вынуждены во многих случаях приходить вместе с работниками милиции, которые имеют право на изъятие и получение такой информации. То есть, если информации нам не дают добровольно, ее надо изымать.
Выходит, и здесь МАПу нужны дополнительные полномочия. Если мысль об оперативно-розыскных функциях министерства развить и экстраполировать на будущее, то очень даже не исключено, что в скором времени в стране появится еще одна силовая структура. Над ее названием, пожалуй, и думать долго не придется - антимонопольная полиция.
И последнее. На вопрос Сергея Глазьева о том, есть ли у МАПа какие-то конкретные практические результаты борьбы с таким явлением, как сговоры на рынке с целью установления монопольных цен, И. Южанов не без гордости сообщил, что сам лично во время прошлогоднего бензинового кризиса в Ульяновске участвовал в одном "оперативно-розыскном мероприятии":
- Нам совместно с органами внутренних дел удалось во время сговора, когда люди сидели в ресторане, задержать их и допросить. Они тут же признались: да, мы тут обсуждали вопросы цен на бензин. Ну и на основании этого удалось, что называется, дело сформировать...
Так что начало "силовой" деятельности МАПа положено лично господином Южановым.
А вот интересно: сможет ли министр так же запросто зайти не в какой-нибудь заштатный ульяновский, а в чисто конкретный московский ресторан, где будут сидеть два олигарха и делить не две бензоколонки, а целую отрасль промышленности, и тут же их обоих повязать? Ответ на этот вопрос пока остается открытым.