ПОГИБЛИ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

Из ожогового центра Нижегородского института травматологии и ортопедиина днях выписан последнийиз десяти работников частного кондитерского предприятия, пострадавших в результате взрыва в цехе газового баллона. Жизнь троим из них врачи спасти так и не смогли, хотя для этого было сделано все возможное. Сотни нижегородцев пришли, чтобы сдать кровь для жертв пожара...

Зрелище для тех, кто оказался в день взрыва в разрушенном цехе, было не для слабонервных: развалившиеся стены, вырванные балки перекрытий, разбитые окна, обломки обгоревшей мебели, обугленная электропроводка... Избежать печальной участи удалось только шестнадцатилетнему Андрею, который на какое-то время вышел из цеха. А когда вернулся, увидел пылающие факелы из людей. Их увозили на "скорой" с обожженными лицами, с почерневшими руками и ногами, с повреждениями дыхательных путей. На многих вместо одежды висели лишь клочья обгоревшей ткани. Шестерых из десяти пострадавших сразу определили в реанимацию, 12 врачей и 20 медсестер двое суток не отходили от больных.
Как водится, сразу после ЧП было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования выяснилось, что официально кондитерского цеха как бы и не существовало. Около полутора лет назад Сергей Портных взял помещение размером 10 на 12 метров, принадлежащее ОАО "Мягкая тара", в субаренду у такого же мелкого предпринимателя якобы под склад кондитерских изделий, о чем и было записано в условиях договора, обязавшись при этом, как и положено, строго выполнять правила противопожарной безопасности. Однако вместо склада в полуподвале вскоре появился кондитерский цех по производству печенья.
Не мудрствуя лукаво, Портных приобрел непонятно где проржавевшие бытовые плиты и газовые баллоны к ним, которые в последний раз проверялись лет десять назад, закупил сырье - и дело пошло. Тем более что с кадрами проблемы не возникло: предприниматель без труда набрал с улицы людей, готовых за 600 рублей "черного нала" в неделю в условиях антисанитарии и тесноты работать с семи утра до девяти вечера через каждые трое суток.
С работниками не заключался трудовой договор, у них не спрашивали трудовые и санитарные книжки, а без последних, как известно, участие в выпуске продуктов питания категорически запрещено. Предприятие не было зарегистрировано в налоговой инспекции, о его существовании не знали ни в центре санэпиднадзора, ни в противопожарной службе, хотя предприниматель просто обязан был получить там соответствующие разрешения. Судя по всему, не догадывались о существовании подпольного цеха и хозяева здания - руководители ОАО "Мягкая тара". И естественно, что ни о каких правилах техники безопасности речь не шла. В тесном помещении неисправные газовые баллоны стояли рядом с плитами. В итоге и произошло то, что должно было произойти: шов одного из баллонов не выдержал давления расширившегося после перегрева газа...
Случай этот в Нижегородской области, увы, не единичен. В пресс-службе УГПС вспоминают не столь давнюю историю, когда другой предприниматель организовал в подвале подпольный цех по сборке мягкой мебели и, наняв на работу бомжей, стал закрывать их на ночь в помещении. Дело закончилось трагедией: несколько человек погибло после возгорания помещения. А вот еще факт: в огне заживо сгорели два грузчика в здании фабрики-кухни завода "Сокол".
Всего же в минувшем году в области произошло в производственных помещениях 102 пожара и 134 - на всевозможных складах, базах и в магазинах. Погибли восемь человек. Значительная часть пострадавших - на совести владельцев нелегальных предприятий. Их здесь сотни, и производят они все - мебель и водку, котлеты и колбасу, хлеб и даже лекарства. За последние два года работники Управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка выявили 134 подпольных цеха. Но это, как говорится, капля в море. К тому же в большинстве случаев, как это было, например, после обнаружения "домашнего" производства водки в одном из гаражных кооперативов на улице Бринского в областном центре или хлебобулочных изделий на территории завода "Керамик", хозяева отделались административными взысканиями.
Главный инспектор по труду Нижегородской области Андрей Емельянов приводит такие цифры. За минувший год возглавляемой им инспекцией расследовано более четырехсот несчастных случаев на производстве. 88 человек погибли. Практика говорит о том, что обычно виновные в смерти людей на производстве привлекаются лишь к административной ответственности и редко какое дело квалифицируется как уголовное, доходит до суда.
Но дело Сергея Портных вызвало в городе такой резонанс, что уйти от уголовной ответственности ему вряд ли удастся.
Возникает закономерный вопрос: кто защитит безвинных людей, вынужденных за жалкие гроши работать на новоиспеченных горе-предпринимателей, от произвола? Кто гарантирует им право на жизнь? Ведь получается так, что подпольные производства существуют как бы сами по себе, властные структуры об их существовании, как правило, толком и не подозревают, пока не случится очередное ЧП.
Или такой вопрос: каким таинственным способом и с чьей помощью 32-летнему Сергею Портных удалось не только наладить нелегальное производство, но и четко организовать сбыт пользующейся спросом продукции? Где были налоговая полиция, налоговая инспекция, милицейские структуры, наконец?