"КТО-ТО ПОСТРЕЛЯЛ, КТО-ТО ПОГРАБИЛ..."

Два дня в конце минувшей недели Санкт-Петербург жил как бы в режиме "чрезвычайки". На главных магистралях и набережных Невы через каждые 50 метров стояли крепкие молодые люди и совсем юные милиционеры и милиционерши, по всей видимости, курсанты. Обшарпанные здания в центре города были обтянуты зеленой маскировочной сетью и укрыты лесами, создавая ощущение, что на них ведутся в авральном порядке реставрационные работы к 300-летнему юбилею города.

Приземлившись в пятницу в полдень в аэропорту "Пулково", президент Владимир Путин сразу направился в государственную резиденцию "Каменный остров", где состоялся предельно предметный разговор о нуждах жителей Северо-Западного федерального округа. Вначале президент выслушал жалобы и предложения местных руководителей. "Договоренности между РФ и ЕС о транзите в Калининградскую область торпедируются. Необходимо отдельное соглашение", - губернатор Владимир Егоров; "Лес воруют, надо меры принимать. Куда это годится: зарплата лесника 2000 рублей", - губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов; "Растет смертность из-за употребления некачественной водки и самогона, надо снизить акцизы на водку, чтоб самогоном не травили", - губернатор Республики Карелия Сергей Катанандов; "Большие проблемы переселения людей с Крайнего Севера, ситуация взрывоопасная", - глава Республики Коми Владимир Торлопов; "Если не будет скорректирована "рыбная политика" страны, то через пару лет промыслом в наших водах будут заниматься иностранцы", - губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. И так далее. Президент отметил "резонность" большинства поставленных проблем и пообещал их скорейшее рассмотрение в правительстве.
Затем в Санкт-Петербургском университете прошла встреча Владимира Путина с прибывшим в северную столицу канцлером ФРГ Герхардом Шредером, продолженная в ходе форума "Петербургский диалог" - своеобразной дискуссии по двусторонним отношениям политиков, ученых, экспертов. "Наши страны могут и должны сделать все возможное для сохранения глобальной международно-правовой системы, которая опирается на главенство ООН", - подчеркнул Владимир Путин. Заметное раздражение и российского президента, и лидера Германии вызвали вопросы некоторых участников форума по поводу сравнения петербургской встречи президентов России, Германии и Франции с "новой Ялтой" и возможной "исторически" ошибочной позицией, занятой этими тремя государствами, не поддержавшими операцию США и Англии против Ирака.
Касаясь "новой Ялты", Владимир Путин заявил: "Не должно быть никаких сепаратных действий. Только вместе с ООН мы должны совершенствовать систему безопасности, приспосабливая ее к новым реалиям мира". Такого же мнения придерживается и германский канцлер. Отвечая на один из вопросов, Владимир Путин, в частности, заметил: "Мы всегда говорили, что режим Саддама Хусейна не соответствует демократии и правам человека. Мы не говорили, что его прикрываем, но нельзя решать проблему с помощью войны. В мире около 80 процентов стран не соответствуют западным меркам демократии. И что же, с ними со всеми воевать?". Шредер поддержал российского президента: "Речь идет о том, чтобы на фоне того порядка, который дал миру ООН, развивать демократию и стремиться к развитию демократии в самой стране, а не развивать ее путем давления извне".
Следом российский лидер направился в "Гранд-отель Европа", где его уже поджидал прибывший в Петербург президент Франции Жак Ширак. Спустя некоторое время к их двусторонней встрече присоединился Герхард Шредер. Трехсторонний диалог проходил за закрытыми дверями. После окончания состоялась пресс-конференция, на которой лидеры еще раз выразили убеждение в том, что только ООН может гарантировать суверенитет и демократические преобразования в Ираке.
Что же касается предложения Вашингтона списать долги Ираку, то обсуждать этот вопрос можно будет после того, как в ООН признают новое правительство Ирака. Тут президент России с иронией заметил: "Кто-то пострелял, кто-то пограбил, а кто-то должен все это оплатить, так выходит?" Тем не менее, отметил Путин, Россия готова рассмотреть вопрос о списании долгов Ирака в рамках Парижского клуба.