ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ

Когда, как не сегодня, в пасхальную неделю, и говорить о том, какое представление о религии и церкви возникает на наших домашних экранах. Насколько глубоко и полно рассказывает ТВ своим зрителям о вере, об основных ее принципах и постулатах, о роли в духовном обновлении общества.

Не стану говорить о небольшом числе "разовых" передач, появившихся специально к Пасхе. Хороши были, как всегда, прямые трансляции торжественных служб из крупнейших храмов страны и зарубежья. Интересным оказался рассказ Аркадия Мамонтова (в цикле "Специальный корреспондент", РТР) о судьбе знаменитых русских икон. Весомо прозвучало с экранов поздравительное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Но это в праздники. А в будни отмечу весьма скромное, если не сказать скудное, обращение ТВ к религиозной тематике. В особенности это касается наших государственных каналов. Первый ограничивается десятиминутным "Словом пастыря", звучащим субботним утром. "Россия" по пятницам дает тележурнал "Мусульмане" такой же продолжительности.
Благополучнее обстоит дело с религиозной темой на других каналах. Идущая в субботнем прямом эфире ТВЦ получасовая "Православная энциклопедия", которую ведет священник отец Алексий (Уминский), привлекает умением авторов не только рассказать об отдельных храмах и их прихожанах, но и пробудить в зрителях интерес к обстоятельствам церковного прошлого и настоящего. Вопросы викторины, заданные в самом начале каждого выпуска, вызывают активность аудитории, чаще всего, что отрадно, молодой по возрасту. А финал передачи, где дается разгадка викторины, оказывается важной частью духовного просвещения зрителей.
Еще очевиднее просветительский аспект в еженедельном цикле "Библейский сюжет", который ведет Дмитрий Менделеев на канале "Культура". Тут прослеживаются глубинные связи отечественной литературы и искусства с коллизиями и персонажами, запечатленными в Священном Писании. Достоинством цикла является и то, что все его выпуски создаются в тех самых местах, где происходили события, запечатленные в Библии, - в основном на Святой земле.
Стремление снять с истории религии покровы легенд и мифов характерно для нынешних телевизионных трактовок. Так построен тринадцатисерийный цикл "Лето Господне" ("Культура"). Он посвящен крупнейшим датам - праздникам христианства, начиная с Рождества, когда появился в эфире первый выпуск. С тех пор вышло еще пять получасовых серий, посвященных Крещению, Сретению, Вербному воскресению, Благовещению и, наконец, Пасхе.
В Пасхальное воскресенье на канале "Россия" стартовал еще один грандиозный проект - "Земное и небесное", десять часовых фильмов (художественный руководитель Сергей Мирошниченко), в которых будет прослежено становление и развитие христианства на Руси. Первая серия "Крещение", снятая в Крыму, на месте несохранившихся языческих храмов древних русичей, в Киево-Печерской лавре, в константинопольском храме Святой Софии, производит сильное впечатление. Выступивший в качестве ведущего замечательный актер Алексей Петренко не ограничивается чтением написанного для него текста. Он вместе с камерой оказывается в святых для православного человека местах, живет в кадре, осмысливая и пропуская сквозь свою душу каждое слово.
Но в эти же дни обнаружились и намерения сопрягать религию с современной политикой. В пятничной "Свободе слова", обсуждая тему "Можно ли говорить сегодня о религиозном возрождении России?", собравшиеся в студии видные ученые, деятели культуры, священнослужители обсуждали взаимоотношения церкви и светской власти.
Одни говорили, что в ХХI веке христианство уступит место единой мировой религии и останется для людей будущего чем-то вроде верований Древней Греции. Другие, напротив, уверяли, что христианство, по сути, еще не успело во многом начаться, будучи много моложе других конфессий. Третьи обвиняли во всех смертных грехах русскую интеллигенцию, не только нынешнюю, но и ХIХ века. Зачем-то спорили об Америке, то восхваляя ее до небес, то понося. Зачем-то хулили чиновничество, которое, по их квалификации, стоит (или стремится встать) над религией. Зачем-то вступались за "попранные" права атеистов. Но главная битва разгорелась на тему отделения религии от государства. Известный киноактер призывал повернуть историю вспять и возвратиться к временам, когда христианство было в стране государственной религией. Плюрализм мнений, необходимый во всякой дискуссии, похоже, обернулся в данном случае форменной какофонией...