ОПАСНЫЕ УРОКИ

Школа опасна - к сожалению, именно об этом свидетельствуют материалы "круглого стола", прошедшего в Думе. Его участники обсуждали плачевное состояние здоровья школьников и пути выхода из сложившейся ситуации.

За последние пять лет здоровье наших детей значительно ухудшилось: каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, лишь пять процентов выпускников школ признаны здоровыми. "Проблема, которую мы обсуждаем, - сложнейшая, она давно требует внимания и срочных решений, - сказала председатель Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева. - Достаточно хотя бы просто перечислить несколько тревожных моментов. Перегрузки в процессе обучения ведут к росту нервно-психических заболеваний - при этом до сих пор не проводится гигиеническая экспертиза новых школьных программ и методик. Большинство школьников страдают от нехватки двигательной активности - при этом бассейны и спортивные секции становятся все менее доступными. Мы видим острейшую необходимость профилактической работы в школах - при этом в законе о медицинском страховании граждан финансирование такой работы не предусмотрено".
Наши школы опасны в самом прямом, физическом, смысле этого слова. На "круглом столе" прозвучала, например, жуткая цифра: ежегодно в стране регистрируется более 70 тысяч (!) травм, полученных во время занятий физкультурой и спортом в школе, из них 43 процента - травмы тяжелые и средней тяжести. К старшим классам в три раза увеличивается число детей с нарушением зрения, за последние десять лет в десять раз (!) выросло число детей, страдающих сколиозом.
Есть опасности другого рода - они связаны с состоянием самих школьных зданий. Оказывается, каждое шестое образовательное учреждение в России вообще не имеет централизованного водоснабжения. Конечно, хуже всего ситуация в сельской местности. По данным госсанэпиднадзора, в половине (!) начальных и неполных средних школ на селе нет ни централизованного отопления, ни водоснабжения, ни канализации. О каких "здоровьесберегающих технологиях" можно говорить при отсутствии в школе тепла и воды?
Тяжелейшая проблема - питание школьников. Выборочные исследования показывают, что лишь около четверти учащихся получают горячую пищу два-три раза в день. Число детей, пользующихся школьными столовыми, за последние годы сократилось на 30 процентов, среди старшеклассников оно не превышает 10 процентов. Отсюда - рост болезней органов пищеварения.
Самостоятельный и очень серьезный фактор риска школьной жизни - непомерный объем учебной нагрузки. Образ жизни учеников полностью "подчинен" процессу обучения - и это противоречит элементарным биологическим потребностям растущего ребенка, которому нужны сон, движение, пребывание на воздухе. За последнее время создано огромное количество программ и учебников, более 40 процентов из них ориентировано на "продвинутый" уровень образования. Между тем, по данным специалистов, доля одаренных детей не превышает шести процентов, имеющих высокие учебные возможности - 15 процентов. Проведенный анализ показал: нагрузка школьников учебным материалом превышает познавательные возможности детей в три раза по иностранному языку и в 20 раз - по математике. Проще говоря, мы требуем от школьников невозможного - а потом тревожимся по поводу их невротизации. Особенно ярко это видно на примере гимназий, лицеев и прочих школ нового вида. Среди "счастливых" учащихся этих учреждений "для избранных" темпы роста всех групп болезней как минимум в два раза выше, чем среди детей и подростков, которые ходят в обычные школы.
Прошедший "круглый стол" принял соответствующие рекомендации, которые касаются и правительства, и законодателей, и прокуратуры. Понятно, что подобные проблемы не могут быть решены на уровне какого-то одного ведомства. Школа, опасная для ребенка, - беда всего общества.