"НЕ ГАДАЛ, ЧТО ОКАЖУСЬ ЗДЕСЬ"

Сегодня самым молодым участникам Великой Отечественной войны около восьмидесяти. Увы, есть среди них и те, кто год 60-летия Победы встречает в местах лишения свободы. По официальным данным, таких ветеранов в России около полусотни - двое из них отбывают наказание в Брянской области.

Бывший пулеметчик Николай Гордеевич Шевцов уверен, что солдат, защищавших Отечество от гитлеровских захватчиков, обязательно освободят по амнистии. А иначе ему срок никак не вытянуть. Из санчасти колонии старый солдат почти не выходит.
Восемнадцатилетнего Николая Шевцова призвали в армию в конце 1943 года, когда Брянщину уже освободили от фашистских войск. Попал парень в далекий Барнаул, а в начале 1945-го их полк перебросили на границу с Японией. 10 августа 1945 года пулеметный расчет Шевцова попал под шквальный артиллерийский огонь и сам сержант был тяжело контужен разорвавшимся рядом снарядом. Боец долго восстанавливался в госпиталях и лишь в конце года оказался дома, в одном из сел Стародубского района Брянской области. "Очень тяжело было в то время, - вспоминает ветеран, - в село возвращались такие же горемыки, как и я: раненые и контуженые". Довелось Николаю и пахать, и косить, быть и кузнецом, и мельником. Работал на совесть, поэтому к боевым медалям прибавились и награды за труд. Все эти годы Шевцов был человеком вполне законопослушным. Тем неожиданнее для односельчан стало известие о том, что затянувшийся конфликт отца и сына закончился трагически. Суд определил ветерану наказание в 6 лет лишения свободы. Гордеич тяжело переживает случившееся. "Судьба моя нехорошая, некрасивая, - говорит он, - никогда не думал не гадал, что окажусь здесь".
Другой ветеран войны Василий Митрофанович Дубинин - самый старший в колонии, ему 83 года. Держится старик бодрячком: сухощавый, подвижный. Только память подводит. Недавно отправил письмо родственникам, а оно вернулось обратно: адрес неправильно указал.
Начало войны Василий встретил на Украине. Награжден орденом "Красной звезды" и медалью "За отвагу". День, когда его тяжело ранило, навсегда остался в памяти. Мина разорвалась совсем рядом, осколками изуродовало левую ногу. Потерявшему много крови бойцу дважды делали переливание. "Под несколькими одеялами согреться после этого не мог, - вспоминает он, - видать, чужая кровь не греет". После войны работал в колхозе - пас лошадей. Но уже в 1946 году Дубинин угодил под суд за воровство. Дали 6 лет исправительных работ на стройках народного хозяйства. Вкалывать отправили в Москву. Освободился досрочно - через 3 года: его бригада ходила в передовых и выполняла по две нормы. После освобождения ветеран надолго завязал с криминалом. Дважды был женат и дважды овдовел, но все же вырастил и поставил на ноги детей. В последние годы жил один, наверное, поэтому и стал чаще прикладываться к рюмке. Как итог - тяжкое преступление и срок в колонии строгого режима.
В первом "ветеранском" отряде, где отбывают наказание в основном старики и инвалиды, сейчас более 60 человек. Приятно было для ветеранов, когда на день освобождения Брянска от фашистских захватчиков их пригласили в клуб колонии, поздравили с праздником и вручили подарки.
Старые солдаты Дубинин и Шевцов преступили закон и несут справедливое наказание. Но, как признались ветераны, в душе у них теплится надежда на амнистию, милостивое снисхождение к ним в юбилейный год Победы, в которую они внесли свой посильный вклад.