07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РЫНОК ОПАСЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Сухая Светлана
Опубликовано 01:01 15 Апреля 2005г.
Чаще всего Геннадия ОНИЩЕНКО представляют как главного государственного санитарного врача России. Но у него есть и другая должность: он руководит ведомством с длинным названием - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Поводом для нашей встречи как раз и стал отмечавшийся недавно Всемирный день защиты прав потребителей. По случаю этой даты была организована "горячая линия", куда могли обратиться с вопросами и жалобами все желающие.

- Геннадий Григорьевич, как вы могли бы коротко сформулировать результаты состоявшегося диалога?
- Главный вывод очевиден. "Горячая линия" показала, что помощь грамотных специалистов "рядовому" потребителю жизненно необходима, причем не раз в году, а постоянно. Было задано множество вопросов: о качестве товаров (от хлеба и консервов до холодильников и компьютеров), о недобросовестной рекламе товаров и услуг, о порядке оплаты услуг ЖКХ, о заброшенных подвалах и сломанных лифтах. Увы, лавина звонков продемонстрировала, что слишком часто люди беспомощно барахтаются в рыночном "море", даже не зная, куда обращаться в случае явного нарушения их прав.
- Раньше, помнится, писали жалобы в газеты...
- Совершенно верно. И прежняя психология у многих осталась по сей день. Ведь советский человек был с рождения уверен, что государство все за него решит, обо всем позаботится. Его задача - лишь быть послушным гражданином. И никто не сомневался, если товар продается в магазине - значит, он проверен. Надо только успеть его "схватить", пока не исчез с прилавка. А сегодня именно такая психология делает людей беззащитными...
- Ваша служба была образована год назад. И к ней перешли функции упраздненных министерств. Например, санитарно-эпидемиологическим надзором раньше занимался Минздрав, а защита прав потребителей была в ведении Министерства по антимонопольной политике. Вам не кажется, что для одного ведомства слишком широкое, практически необъятное поле деятельности?
- Такое решение продиктовано вполне понятной логикой. Происходит интеграция, объединение тесно связанных понятий безопасности человека и прав потребителей. Раньше многие контрольные функции были "спящими", существовали только на бумаге. Например, никто не разбирался, на каком основании поднимают плату за коммунальные услуги. А сейчас мы активно используем право контроля в этой сфере. И, к сожалению, видим, что подъезды чище не становятся, зато цены на услуги коммунальных служб безостановочно растут. Практически не контролировались цены на лекарственные препараты. Кроме того, появляются совершенно новые реалии. Например, в конце прошлого года в Федеральный закон "О защите прав потребителей" были введены нормы, регулирующие сферу так называемых дистанционных продаж. Торговля по телевизору (типа "Магазин на диване"), заказ товаров по телефону или через Интернет - совершенно новое явление. Этот рынок все время растет, значит, права продавца и покупателя должны быть четко обозначены.
- Торговля на расстоянии действительно растет бурными темпами. Какие нарушения здесь наиболее типичны?
- В нашу службу поступает много похожих жалоб. Люди видят рекламу и заказывают товары, так или иначе связанные со здоровьем: тренажеры, массажеры, биодобавки. Во время разговора по телефону представители фирм, естественно, представляются опытными медиками-консультантами. Товар доставляется и продается на дому с помощью курьера. А потом часто обнаруживается какой-то обман или брак. Но вернуть деньги не удается - адреса фирмы нет, телефон молчит. Чаще всего жертвами жуликов становятся пенсионеры и люди с тяжелыми хроническими заболеваниями. Бороться с такими нарушениями трудно. Но сейчас у нас хотя бы появилась необходимая правовая база, чтобы навести порядок на этом "виртуальном" рынке.
- За последние месяцы вы подготовили сразу несколько документов, связанных с "детскими" проблемами: о детском питании, качестве игрушек, о состоянии школ и безопасности всего процесса школьного обучения.
- Эти вопросы - среди самых больных. Детское питание - товар особый, от его качества напрямую зависит здоровье малышей. Вот, скажем, в прошлом году выявлено 365 случаев несоответствия продуктов установленным нормам. Сейчас мы резко ужесточаем все гигиенические требования к производителям детского питания - это касается и сырья, и помещений, и всего технологического процесса. Качество игрушек - ниже всех допустимых норм. Достаточно сказать, что в прошлом году 70 процентов - из тех, что мы проверили, - пришлось изъять из оборота. Причина? Они не соответствовали санитарным нормам, то есть были опасны для ребенка. Грубые нарушения санитарных требований при организации обнаружены в 220 школах. В сельской местности половина из них не имеет центрального отопления, водоснабжения и канализации. С 1 сентября 2004 года по 10 февраля этого года на учебные учреждения было наложено около 6 тысяч штрафов, принято 2 тысячи постановлений о приостановлении деятельности, а 12 дел передано в следственные органы. Судите сами: горячее питание все чаще вытесняет "буфетная" продукция - булочки да бутерброды. О чем вообще можно говорить, если дотации на питание детей из местных бюджетов - примерно полтора рубля в день на ребенка! Мы будем упорно добиваться, чтобы администрации регионов занялись восстановлением льготного и бесплатного питания для учащихся, организацией горячего питания во всех школах. Между прочим, все, о чем мы сейчас говорим, - это прямое нарушение прав маленьких потребителей и их родителей. Еще одна острая проблема - платное высшее образование, которого раньше вообще не было. Здесь права потребителя тоже часто нарушаются.
- Можно привести конкретный пример?
- Образовательные учреждения часто обещают выпускникам диплом государственного образца. Потом выясняется, что у них нет права на выдачу такого диплома. Между тем по закону при поступлении абитуриента обязаны ознакомить со свидетельством о государственной аккредитации (если, конечно, оно существует). Часто в платном институте требуют с учащихся деньги за пересдачу экзаменов или зачетов. Как правило, это тоже незаконно.
- Что ж, картина понятная - обидеть потребителя норовят везде и всюду. Где искать защиты?
- Система такой защиты уже существует, хотя ее, конечно, надо совершенствовать. Верхняя ступенька - наша Федеральная служба и ее территориальные управления в субъектах РФ, где есть специальные отделы защиты прав потребителей. Кроме того, эта работа немыслима без участия общественных организаций, с которыми мы успешно сотрудничаем. Например, налажено активное взаимодействие с Международной конфедерацией обществ потребителей, Всероссийской лигой защитников потребителей, целым рядом региональных объединений - Московским обществом защиты прав потребителей, ООП "Волгоградский городской центр защиты прав потребителей" и многими другими. В эти организации тоже можно обращаться за помощью. Третий "эшелон защиты" - возможно, самый важный - это наша собственная грамотность. Меня радует то, что молодые люди уже сегодня явно лучше знают свои права, готовы их отстаивать, разбираться в юридических тонкостях. Я убежден, что грамотность и даже некоторая агрессивность современного потребителя - обязательное условие построения рыночной экономики.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников