04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГОЛОС РАЗУМА ИЗ ПАЛАТЫ N6

Продолжается Первый форум научной и художественной интеллигенции стран СНГ, открывшийся вчера в Москве.

После пленарного заседания, на котором выступил президент России Владимир Путин, участники форума - а их около 1350 человек, от академиков до студентов, - разошлись по семи палатам. Предстоит обсудить множество накопившихся за полтора десятилетия проблем. Такова, например, борьба с эпидемиями, вроде "птичьего гриппа", или выработка экологического режима эксплуатации рек и морей.
Конечно, корреспондента отдела культуры заинтересовало, чем займется палата "Кино, музыка, театр, цирк". Перед началом заседания удалось поговорить с ее председателем, кинорежиссером Геннадием Полокой.
- Наша палата числится на форуме под сакраментальным номером шесть. Не хотел бы злоупотреблять возникающими в связи с этим словосочетанием ассоциациями. Но впечатление такое, что в нашей сфере за 15 лет раздельного существования республик бывшего Союза наломано особенно много дров. Взять хотя бы таможенное законодательство. Допустим, снимаем мы на Украине кино, используя тамошний натурный фон. Потом везем пленку к себе в Россию проявлять. Заметьте: во всем мире принято брать пошлину только за конечный продукт. Ясно, что непроявленная пленка таковым считаться не может - ты же никому ее не продашь, пока не проявил. Тем не менее украинцы берут за этот полуфабрикат пошлину. Дошло до того, что наши операторы возили рулоны с лентой в коробках из-под киевского торта!
Постоянно встречаясь за "круглыми столами" кинофестивалей в Смоленске или Анапе, мы с коллегами уже лет десять как выработали унифицированную модель законов о кино. Но с подачи бывшего премьер-министра Михаила Касьянова их принятие в Госдуме России в 2000 году было заторможено: Михаил Михайлович испугался, что льготами для кинематографистов могут воспользоваться... производители водки.
- Геннадий Иванович, ну так, может, и пусть существуют раздельно российский кинематограф, украинский, грузинский? Ведь как мечтали национальные кинодеятели в годы перестройки о независимости...
- Сегодня таких мечтателей уже гораздо меньше. Во-первых, люди осознали, насколько тесно слиты наши традиции. Кто такой Данелия - грузинский режиссер или российский?
А вы знаете - тут я немножко выйду за рамки СНГ, - кто сейчас больше всех рвется на наше общее культурное пространство? Те, кто 15 лет назад покидал его с таким наивным восторгом. Те, у кого и кинематографа-то до 1945 года по-настоящему не было: он возник на традициях российского кино и питался российским (точнее, всесоюзным) прокатом. Я о прибалтах. Ведь кино - не только творчество, это и промышленное производство, и бизнес. Маленькие страны не могут себе позволить роскошь иметь собственный, полностью независимый кинопроцесс. В итоге в почти миллионной Риге лишь два действующих кинотеатра, а рядом, в относительно небольшом Смоленске - пять. Уж не говорю о том, что в "демократической" Латвии картины ведущего режиссера Яниса Стрейча кладутся на полку, тогда как в России, которую те же латыши любят ругать за отступления от демократии, давно уже ничего на полку не кладется.
Да вы побудьте на нашем заседании, послушайте, что скажут гости. Они выражаются смелее, чем это мы, россияне, можем себе позволить. А говорят они, что все фильмы на пространстве СНГ надо снимать на русском языке. Потому что за счет своего национального проката они не проживут, а тратить 30 тысяч долларов, чтобы перевести узбекскую или грузинскую комедию на русский язык, никто не захочет.
- Не боитесь, что вас за такие речи обвинят в рецидиве "культурного империализма"?
- Так не Россия же на их пространство стремится - наше кино и так проживет, мы восстановили производство на уровне ста картин в год. На подъеме и белорусское кинопроизводство - республика активно поддерживает интеграционные процессы в рамках СНГ. А вот молдавское или армянское кино практически исчезло из наших афиш, как исчезло оно и с экранов дальнего зарубежья. И это для него смерти подобно. Вернусь к Грузии - на ее примере особенно ярко видно, как пагубно может влиять политическая конъюнктура на творческие связи. Скажем, Леван Тутберидзе, автор фильма "Прогулка в Карабах", победившего на последнем "Киношоке", на нынешний наш форум не приехал. Хотя мы его очень звали. Я-то подозреваю: Леван купил кинотеатр в Тбилиси и показывает российские картины, а это кому-то из грузинских властей предержащих не нравится, и ему дали понять: не стоит общаться с Россией "слишком много".
Слава Богу, такой пример единичен. На форум охотно приехали фигуры первого ряда - Али Хамраев, Эльер Ишмухамедов из Узбекистана, Болот Шамшиев из Киргизии, Абай Карпыков из Казахстана... Конечно, не обходится без влиятельных москвичей - Элины Быстрицкой, Карена Шахназарова, Сергея Соловьева, Федора Бондарчука... А если выйти за рамки киноискусства, то как не назвать молдавского композитора Евгения Догу, азербайджанского певца и посла Полада Бюль-Бюль оглы, наших театральных деятелей Олега Табакова, Александра Калягина... Думаю, вместе мы сможем предложить Содружеству немало стоящих идей.
Беседу вел


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников