ГАГАРИН БЫ УДИВИЛСЯ...

Около полуночи в минувший четверг завершилась демонстрация по телевидению широко анонсированного четырехсерийного документально-художественного фильма "Битва за космос", снятого Первым каналом в сотрудничестве с английской компанией BBC, немецкой NDR и американской National Geographic.В картине рассказывается о беспрецедентной, лихорадочной гонке по освоению космоса, развернувшейся во второй половине прошлого века между Советским Союзом и США.

Фильм оставил у меня двойственное впечатление. Временами смотрелся с большим интересом, от экрана невозможно было оторваться. Многие факты, в том числе малоизвестные или вообще неизвестные широкой публике, отображены достоверно. Драматические моменты показаны ярко, выпукло. Но в то же время в картине, на мой взгляд, немало и таких эпизодов, в которых не только упрощается происходившее несколько десятилетий назад до обидного примитивизма, но порой реальные события вообще подменяются вымыслом. Ради придуманных сценаристами драматургических "театрализованных" поворотов (кстати, не таких уж и эффектных) искажается историческая правда, и эти фальшивые ноты не остаются незамеченными.
Странно, судя по фильму, происходил выбор кандидатуры первого космонавта. Каждый из претендентов поднимался на площадку перед ракетой и, размахивая руками, говорил выспренние слова (запомнилось что-то вроде "полечу прочь... "). На самом же деле еще за три месяца до старта экзаменационная комиссия под председательством Николая Каманина после сдачи космонавтами экзаменов рекомендовала четкую очередность полетов: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.
Досадно, что фильм не избежал большого количества ошибок. К примеру, в лагерях на Колыме Королев отсидел не шесть лет, а два года, затем работал в "шарашках" в Москве (1940 - 1942) и Казани (1942 - 1944). И раковую опухоль врачи у него не обнаружили до операции, как утверждается в картине. Медики Кремлевской больницы были уверены: у пациента - доброкачественный полип. А опаснейшую саркому увидели во время операции, которая именно из-за неправильной подготовки и планирования закончилась смертью Королева. Не буду приводить весь длинный перечень ошибок.
- К огромному сожалению, в этом телефильме, если говорить прямо, без дипломатии, очень много примитива, - говорит соратник Королева, академик РАН Борис Евсеевич ЧЕРТОК, который с 1944-го занимается ракетной техникой, был заместителем Главного, потом Генерального конструктора и до сих пор работает в РКК "Энергия". - Это касается и нашей страны, и США. У американцев и у нас есть отличные хроникальные фильмы, в том числе и о пусках ракет. Но вместо показа документальных лент зачем-то потребовалось исказить материал, поставить создателей ракет в условия, которые принципиально не могли быть. Например, ни Королев, ни фон Браун никаких кнопок не нажимали и команд по пуску не давали, это делали другие. Взаимоотношения Королева с советским руководством и фон Брауна - с американскими государственными деятелями совершенно не соответствуют тому, что было на самом деле. Далее. Королев готовил полет Гагарина совместно с Советом главных конструкторов, большим количеством ученых и военных специалистов. Главный конструктор двигателей Валентин Глушко изображен в фильме примитивно, карикатурно, так же как и первый заместитель Королева Василий Мишин. Кстати, двигатели на эту ракету ("семерку") предложил и разработал именно Глушко. И прекрасно справился с задачей. А расхождения между Королевым и Глушко появились значительно позднее этих событий. И о маршале Неделине рассказано неверно. Он не мешал, а помогал развитию космической техники. Большое значение имела позиция Хрущева. Он активно поддерживал развитие космонавтики. В заключение скажу так: очень нужны хорошие фильмы - не только документальные, но и художественные - о великом подвиге нашего народа в освоении космоса. Но это должны делать профессионалы - и в области искусства, и в области техники.
К мнению Бориса Евсеевича Чертока стоит прислушаться. Он - крупнейший авторитет в области ракетной и космической техники. Кстати, еще в 90-х годах написал четыре интереснейшие книги, в которых с предельной откровенностью, правдиво рассказано не только об известных, но и совершенно неизвестных событиях отечественной космонавтики. Не знаю, читали ли эту и другие книги, скажем, дневники Каманина, авторы картины. "Фильм основан на реальных событиях", - читаем мы на экране. Не лучше было снять эту надпись?