Домик у моря: русская мечта трещит по швам

С россиян, имеющих недвижимость в Испании, власти хотят содрать налоговую шкурку

«Меняем подмосковные Химки на Барселону!» – этот краткий, но впечатляющий слоган украшал стеклянный фасад риелторской фирмы, которая расположилась в самом центре испанского курортного городка Льорет-де-Мар. Здесь к назначенному часу собрались наши туристы, чтобы прослушать лекцию о том, как быстро и без помех стать обладателем домика у моря.

Желающих набралось не так много – семь человек, включая автора этих строк. Активностью выделялись две пары: дородный чиновник с супругой, мечтавший пристроить своих детей у теплого моря, и бизнесмен средней руки с женой, очень напоминавший работника советской торговли – полнощекий, лысоватый господин с беспокойными глазами, не скрывающий, что ему нужно срочно пристроить внезапно образовавшуюся крупную сумму денег.

Сотрудник агентства по имени Константин для начала вкратце обрисовал картину, из которой выходило, что Испания – это рай на земле. И что любой покупатель здешней недвижимости получает автоматически пропуск в этот рай.

Он так увлеченно рассказывал о захватывающих перспективах проживания на Пиренеях, что даже мне, человеку, оказавшемуся в риелторском офисе по заданию редакции, захотелось подсчитать, не хватит ли у меня финансовых возможностей получить билетик в эти райские кущи.

Правда, в какой-то момент Остапа понесло. Когда супруга чиновника поинтересовалась, а может ли их сын-компьютерщик найти работу в Льорет‑де‑Мар, Костя не моргнув глазом ответил: «Без проблем! Испания полна возможностей! Здесь, кто хочет работать, всегда найдет работу!»

Интересно, какая может быть постоянная работа в Льорет-де-Мар у компьютерщика, если с октября по май весь город погружается в спячку, а его население сокращается чуть ли не вдвое? Да и вообще безработица среди испанской молодежи, только по официальным данным, зашкаливает за 28%! О чем я тактично напомнил Константину. Агент по недвижимости посмотрел на меня как на врага народа. Однако нисколько не смутился:

– Мы же говорим о компьютерщиках, а компьютерщики, как правило, работают удаленно! Так что, сидя в Льорет-де-Мар, айтишник может искать работу по всему миру...

Вот, оказывается, как просто все решается! Нельзя сказать, что Константин безбожно врал, обрисовывая будущее соотечественников на теплых берегах Испании. Скажем так: он говорил полуправду, красноречиво выделяя все плюсы владения испанской недвижимостью и замалчивая очевидные минусы. То есть опуская те неизбежные трудности, с которыми может столкнуться любой россиянин, купивший домик или квартиру в Испании.

Проблема заключается в том, что главный плюс испанской недвижимости – относительная дешевизна – является и ее минусом. По большому счету испанская недвижимость в настоящий момент является неликвидной. И если вы купили ее по низкой цене, то продать сможете только еще дешевле, если вообще сможете.

Ну и не беда, скажет недоуменный читатель, и пусть себе стоит домик у моря, дожидается хорошей погоды, то есть роста цен на жилье в Испании. А владелец пока будет наслаждаться южным климатом, теплым морем и паэльей с только что выловленными морепродуктами. Однако мало кто знает, что неликвидный домик может стать настоящей налоговой ловушкой для россиянина.

Впрочем, обо всем по порядку. На сегодняшний день на испанском побережье насчитывается около 250 тысяч новеньких пустующих объектов недвижимости. Испанские власти прилагают колоссальные усилия, чтобы распродать иностранцам возведенные в пору строительного бума виллы и квартиры. Одна из основных целевых групп – граждане России. Дело даже не в том, что россияне, не особо торгуясь, платят за понравившийся им объект, а в том, что за ними тянется длинный шлейф «больших денег». Если француз или англичанин покупает жилье на испанском побережье, для него это летняя резиденция и ничего более. В то время как для покупателя из России домик у моря значит гораздо больше. Это еще и окно в Европу. Как правило, русские начинают обосновываться в том городе, где купили недвижимость, заводить счета в местных банках, присматриваться к бизнесу...

Наиболее яркий пример такого рода освоения Пиренеев – город Аликанте, который испанцы давно уже называют «русским». Во время банковского краха на Кипре граждане России перевели с островного государства в банки Аликанте около 5 млрд евро. Представляете масштаб? Понятно, что в период острого финансового кризиса, который сейчас переживает Испания, такие суммы разжигают аппетит. Вопрос о том, как пополнить испанскую казну за счет «понаехавших», испанские чиновники обсуждали несколько лет. И вот в начале нынешнего года имеющие вид на жительство в Испании россияне (как, впрочем, и все прочие иностранцы) получили уведомление о том, что они должны заплатить определенную часть своих налогов в Испании. В извещении сообщалось, что испанские власти приняли закон, в соответствии с которым иностранцы, обладающие видом на жительство в Испании, должны заплатить разницу в налогах с той страной, где они имеют бизнес. Заметим, что закон этот, принятый втихомолку, без лишнего шума, в первую очередь коснулся именно россиян. Дело в том, что у нас в России, в отличие от Англии, Германии, Франции, разница с испанскими налогами колоссальная. Если в России подоходный налог составляет 13%, то в Испании он прогрессивный, от 25 до 52%. То есть людям состоятельным приходится отдавать испанскому государству больше половины своих доходов.

И вот теперь эта участь ждет и состоятельных россиян. Причем заверенные декларации из российских налоговых органов будут обязательными. А за каждый сокрытый объект налогообложения, будь то доходы от работы по найму, от бизнеса, акций, сданного в наем жилья и даже наследства, – штраф 5 тысяч евро. Для начала.

Отток россиян, живущих в Испании, но не желающих платить здесь налоги, уже имеет место, сказал в интервью «Труду» адвокат Хуан Санчес. По словам Санчеса, его адвокатская контора сейчас улаживает дела сразу нескольких россиян, желающих избавиться от вида на жительство в Испании. Теперь в паспортах у них будет стоять многоразовая шенгенская виза. Она хотя и ограничивает время пребывания в Испании до 180 дней, но, с другой стороны, не накладывает никаких финансовых обязательств. Тем более что большинство россиян, имеющих недвижимость, проводят на испанском побережье всего два-три месяца. Бизнес-то у подавляющего большинства все-таки в России.

Однако «на всякого мудреца довольно простоты». Испанские власти, предвидя массовый отказ от вида на жительство, готовят новый законопроект, который можно условно назвать «законом о резидентах». Суть его заключается в том, что все владельцы недвижимости, которые не живут в ней постоянно, то есть менее полугода, будут платить повышенный налог. Какой, пока доподлинно неизвестно. Но известно, что испанская казна пуста, и содрать три шкуры с владельцев домика у моря – это чуть ли не единственный способ хоть как-то подлатать бюджет.