Однажды поэта спросили, хотят ли русские войны

Старая песня, звучавшая в эпоху Карибского кризиса, обретает вторую жизнь

Нет, надо же! Мало им на Западе отмен исполнения музыки Чайковского и Мусоргского, спектаклей по Чехову и Коляде, вычеркивания из афиш выступлений Анны Нетребко, Валерия Гергиева, Дениса Мацуева... Теперь «зачисткой мировой культуры» озаботился YouTube: заблокирована страничка с записью песни Евгения Евтушенко и Эдуарда Колмановского «Хотят ли русские войны» в исполнении Марка Бернеса. Это до какого же абсурда доводит проклятая русофобия!.. Хотя стоп, тут требуются кое-какие уточнения.

Тут надо кое-что уточнить. Во-первых, инициатива удаления исходила не от самого YouTube, а от Роскомнадзора. Во-вторых, наше контролирующее ведомство выступило против не самого ролика, а лишь одного комментария к нему, оскорбительно пародирующего текст песни. Видеохостинг же решил, не заморачиваясь тонкими чувствами бдящего РКН, грохнуть все видео. Возможно, не представляя себе, какое возмущение вызовет блокировка столь знаковой вещи.

Песня эта действительно из сильнейших русских произведений о войне и мире. Стихи написаны Евгением Евтушенко в 1961 году под впечатлением от поездки за рубеж, пришедшейся на пору разрастания Карибского кризиса. К поэту тогда в разных странах обращались обеспокоенные люди с вопросом: неужели русские, которые заплатили такую страшную цену за победу во Второй мировой, хотят новой войны? Евтушенко ответил им строчками: «Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю горькую свою...»

Музыку написал один из известнейших советских композиторов Эдуард Колмановский, первым исполнителем стал Марк Бернес, чья задушевная манера полюбилась публике еще с фильмов военного времени. Впоследствии песню эту пели Георг Отс, Артур Эйзен, Юрий Гуляев, Ансамбль имени Александрова, Хор имени Пятницкого: Есть переводы на английский, французский, немецкий, испанский. Красноречивый штрих к этой истории: при первых звуках песни «Хотят ли русские:» стадион с делегатами Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Хельсинки, 1962 год) дружно встал и стоя дослушал песню до конца...

Впрочем, то дело давнее. Да и что сейчас закрытие одной странички видеохостинга, если мы уже привыкли к блокировке громадных ресурсов с миллионами пользователей. Притом песню-то можно послушать на сотнях других страничек. Тревожно другое: как быстро в нынешней буче, боевой и кипучей, тормоза отказывают даже у самых, казалось бы, объективных, гуманистичных, продвинутых: Помню общение с руководителями русского отдела YouTube несколько лет назад: с какой заботой они пестовали наших блогеров — знаменитых, вроде Лизы Гырдымовой — Монеточки, и не столь известных. Какие красивые слова о развитии и разнообразии как главных ценностях цивилизации произносили. Но то — в мирное время.

Однако разве в немирное время ценность тормозов уменьшается? Наоборот, только они и помогают не скатиться в гибельное состояние «все против всех».

Кстати, в мире совсем не так мало здоровых сил, как нам это пытаются внушить те, кто без тормозов у нас же дома. Поспешили сообщить нам о якобы тотальном запрете, допустим, Чехова и других русских авторов в Польше. Да, в Кракове закрыли спектакль Константина Богомолова «Платонов». Но в Варшаве продолжает идти гоголевский «Ревизор» в постановке Юрия Муравицкого. В Катовице изъяли из афиши пьесу Николая Коляды — но несколько его спектаклей идут в других театрах страны.

Дирекция симфонического оркестра британского Кардиффа отменила программу Чайковского, объявив ее тематику «военной» (хотя если увертюра «1812 год» и «Славянский марш» действительно написаны по поводу русского противостояния Наполеону и туркам, то что военного во Второй симфонии, имеющей, кстати, подзаголовок «Малороссийская»?). Впрочем, раскритикованное общественностью, руководство коллектива обещало сохранить в последующих программах имена Рахманинова, Прокофьева, Римского-Корсакова.

В венском Концертхаусе отменили концерт оркестра Теодора Курентзиса — замечу, благотворительный, в помощь пострадавшим от нынешних военных действий. С модной нынче мотивировкой: дирижер не подписал, в отличие от своих коллег Саймона Рэттла и Франца Вельзера-Мёста, воззвание против действий России на Украине.

Но подобные факты дискриминации русских артистов резко осудил прославленный оперный певец Йонас Кауфман: «Нам трудно представить ограничения, в которых живет российский народ, — и в области экономики, и в области личной свободы. Нужно поставить себя на место этих людей, прежде чем осуждать их: Нельзя уничтожать русскую культуру».

Кстати, в следующем сезоне в самом знаменитом немецком оперном театре — Берлинской государственной опере — будет поставлена грандиознейшая из всех оперных партитур «Кольцо нибелунга» Вагнера. Постановщики — давний тандем дирижера, немецкого еврея Даниэля Баренбойма и русского режиссера Дмитрия Чернякова...

И вот известия с конкурсного фронта. В то время как международные соревнования пианистов в Дублине (Ирландия) и имени Эстер Хоненс в Калгари (Канада) отозвали свои приглашения российским музыкантам, дирекция всемирно знаменитого Конкурса имени Вана Клиберна в американском Форт-Уэрте заявила об открытости этого состязания для представителей всех стран включая Россию. Только одних москвичей в нем будет восемь! Свою позицию там выразили так: «История Вана Клиберна и его победа в годы холодной войны на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве вдохновила мир, став свидетельством силы искусства даже в моменты самых напряженных отношений между двумя сверхдержавами».

Так может, понадеемся на благоразумие YouTube, равно как Роскомнадзора и много кого еще? Ведь надеяться и мечтать в нашей стране пока не запрещено никаким законом. И у меня предложение помечтать вместе: не устроить ли в хорошем месте — допустим, в Государственном Кремлевском дворце — концерт песен о войне и мире? И чтобы лучшие наши (а может, не только наши, если пробьются) артисты спели ту же «Хотят ли русские войны». А также «Журавли», «Темную ночь», «Соловьи», «Если б не было войны»...

На последней я бы настаивал особо.