ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Петр ГРАДОВ, поэт, драматург, почетный гражданин Севастополя:
- За последние годы я много

Петр ГРАДОВ, поэт, драматург, почетный гражданин Севастополя:
- За последние годы я много раз выступал в "Труде" со своими заметками о телепередачах. И вдруг, совсем для меня неожиданно, пригласили как ветерана войны выступить в телемарафоне, посвященном Дню Победы (НТВ). Грех не воспользоваться такой возможностью и не рассказать о передаче изнутри. О своем выступлении, естественно, я писать не буду. А мои коллеги - Евгений Агранович, Александр Костромин, Анатолий Волков, Тамара Кравцова - выступили прекрасно. Еще об одном важном моменте хочу рассказать. И обе ведущие передачи "Принцип домино", и режиссер, и редактор, оказались на редкость живыми людьми, готовыми отойти от намеченного плана. У меня не было запланировано стихотворение "Ветераны войны", но, когда я увидел в студии ветеранов, я понял, что надо обязательно его прочитать. И вся съемочная группа меня поддержала. Так было и с другими выступлениями.
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- С ностальгией смотрел по ТВЦ французский фильм "Кто вы, доктор Зорге?". Кто такой Зорге, теперь знают все, а в 1961 году, когда фильм "самотеком" поступил на Московский международный кинофестиваль, это имя было известно немногим. Фильм отправили на одну из правительственных дач. А там он вызвал "удивление". Словом, его срочно завернули назад. Через два года о нем рассказали Н.С. Хрущеву, и тот, посмотрев картину, приказал срочно выпустить ее на экраны. Чтобы все, мол, узнали, какие разведчики были у СССР и как их не ценил Сталин. Так режиссер Ив Чампи познакомил нас с Рихардом Зорге, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
На "РЕН ТВ" "порадовали" претенциозным, снятым методом сцепления клипов фильмом "Семь дней с русской красавицей". Резвость в искусстве бывает оправдана ясной мыслью, а не нагромождением трюков. Мне совершенно ясно, почему ленту много лет не показывали на ТВ, - из-за низкого художественного уровня хохмачей из "Джентльмен-шоу". И совершенно не ясно, зачем надо было показывать сегодня.
Любопытный мини-сериал "Свободная женщина" (НТВ) о суррогатном материнстве снял совместно с казахами Валерий Ахадов, тонко (и даже занимательно) коснувшись этой деликатной проблемы, пригласив незнакомых мне актеров и свою любимую Анни Жирардо.
Лариса ВАСИЛЬЕВА, писательница:
- В День Победы телевидение, конечно же, имеет особую интонацию. Удивительно, некоторые старые фильмы когда-то мне совершенно не нравились, а теперь не могла оторваться от экрана. Ностальгия? Магия прошлого? День без рекламы - хоть бы он не кончался.
"Культурная революция". "Музеи - кладбища культуры". Тема была для меня привлекательной. Пригласили. Пошла. Нарушила свое правило: никогда не участвовать в ток-шоу. И зря. Тенденциозный монтаж извратил выступление - себя не узнала. Не ходите, люди, на ток-шоу, если хотите остаться собой.
Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- Самым сильным впечатлением минувшей недели стала для меня речь президента В. Путина на военном параде 9 Мая. Суровость внутреннего состояния и точность в отборе слов (например, слово "союзники" не прозвучало ни разу, но о глобальной угрозе терроризма говорилось в историческом контексте итогов второй мировой войны) гармонировали с торжественностью момента и сознанием ответственности за происходящее ныне в стране и мире.
Мощную интонацию волнения, печали, радости и снова печали принесли на телеэкран этой недели фильмы о минувшей войне. Чистота интонации, заключенная в этих фильмах, сохранила им жизнь во времени и в нашем сознании.
Целые три передачи было посвящено на разных каналах Г. Алиеву. Особенно запомнилась программа "Г. Алиев. Кремлевский эпизод" (РТР). Президент Азербайджана "выяснял отношения" с Горбачевым, а Михаил Сергеевич, явно ориентированный телевизионщиками на участие в юбилейном фильме о бывшем члене политбюро, рассказывал об истории их прежних отношений на партийном Олимпе. Горбачев был тактичен и незлобив. Зато юбиляр не щадил генерального секретаря и президента СССР - интонация говорила сама за себя. Жаль, конечно, что такого рода публичные диспуты происходят перед одинокой телекамерой, а не лицом к лицу с собеседником.
Леонид ПАВЛЮЧИК, редактор "Труда" по отделу культуры:
- К сегодняшнему дню довелось увидеть только первые серии телеромана "Идиот", и пока еще трудно судить, насколько адекватно будет передана философская, мировоззренческая, художническая мощь гениального творения Достоевского на телеэкране. Но сам факт обращения кинематографистов к одному из безусловных шедевров русской литературы не может не радовать. Наконец-то на смену стрелялкам, догонялкам, ужастикам и прочей теледребедени пришло кино больших мыслей и чувств, большого творческого дыхания. Видно, что режиссер Владимир Бортко, ранее прославившийся точной и тонкой экранизацией "Собачьего сердца" Булгакова, подошел к творчеству Достоевского чрезвычайно ответственно и серьезно. Да и актеры подобраны из числа самых лучших, что есть сегодня в нашем кино и театре. Надеюсь, с этой экранизации "Идиота" начнется новая глава в нашем телекино - ведь малым экраном еще не освоены многие великие произведения Пушкина, Толстого, Тургенева, Гоголя, Чехова, Горького, Бунина... Иметь такое богатство и годами лудить (а значит, и смотреть) ментовскую лабуду - это недостойно великой страны с великой литературой.