ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

- А где Феликс? - спрашивает растерянно невысокая девушка, прижимая к груди бледно-голубой букетик степных фиалок. - Мне сказали, корреспондент приехал...

- Не обращайте внимания, - шепчет директор специнтерната Анна Чалая. - Наша Маугли влюблена и ждет своего принца. Прошлым летом ее приглашали на передачу "Чего хочет женщина", показали Москву, надарили подарков. А забирал отсюда некий Феликс, внештатный корреспондент Российского телеканала, на очень красивой машине - вот и произвел неизгладимое впечатление.
- Он хороший, - вступается за любимого Оксана, уловив иронию в словах педагога. - Он мне тортик покупал, на машине катал. Он говорил: я на тебе женюсь, если читать научишься.
- Но ты же не научилась, ленишься, - укоряет Анна Терентьевна.
Оксана виновато опускает глаза. Но ее смущение мимолетно, как летнее облачко. С веселым нетерпением ребенка она потрошит пакет с конфетами и щедро делится собственной радостью:
- А у меня четыре коняки - Кочик, Лялька, Жорка, Апрелька... Я за ними ухаживаю - мою, кормлю, убираю. Я люблю всех животных, но особенно Томика. Он как проснется, так ждет у столовой, а потом ходит за мной. А на 8 Марта я сделала Анне Терентьевне подарок - вышивку. Хотела Томика вышить, а вместо собачки получился зайчик.
Вот уже два года знаменитая девочка Маугли, чьи фотографии облетели полосы многих газет, живет под Одессой, в интернате для психохроников. Переезд из детского учреждения, раскинувшегося в живописной дубовой роще, прошел для нее почти безболезненно. Может быть, потому, что Оксана переехала сюда с группой подруг, тоже выбывших из детского интерната по возрасту. Не сбылся и прогноз пессимистов: здесь, в условиях резервации для психически больных и умственно отсталых, Оксана не деградировала, а даже наоборот, делает робкие шажки к просветлению. Правда, в этом заслуга не столько ее, сколько нового терпеливого друга, неожиданно посланного судьбой.
Инженер-ядерщик, всю жизнь проработавший на российских атомных станциях, узнал об Оксане из документального телефильма, снятого НТВ, того самого, что наделал скандал в Украине. Тогда телевизионщики уговорили Оксану, долго прожившую в собачьей конуре, побегать на четвереньках и полакать из миски. Кадры получились впечатляющие, но многолетние труды педагогов, сумевших приучить ребенка к ложке с вилкой, пошли в буквальном смысле псу под хвост. Вот такой девочкой-собакой, выкусывающей из одежды воображаемых блох, и запала Оксана в сердце впечатлительного атомщика, который поклялся после пенсии вернуться в родную Одессу и научить Оксану читать-писать.
Сергей Николаевич Поляков сдержал свое слово - слово самому себе. Каждый понедельник он садится на электричку и едет в Овидовский район, где его с нетерпением ждет группа прилежных учениц. Занятия длятся четыре часа, денег учителю за добровольный труд никто, разумеется, не платит, но чаем с булочкой чудака угощают. Оксана, прекрасно понимая, что центром внимания учителя является она, особым усердием не отличается - то балуется, то капризничает. Но Сергей Николаевич сумел найти к ней подход, и маленькие успехи у девушки есть.
Оксана привыкла к своей популярности: повышенный интерес журналистов, подарки, зависть подруг, поездка в Москву льстят ее самолюбию. А тут еще добавились ореол невесты и уверенность, что Феликс за ней еще явится... Надо только звонче читать выложенные кубиками слова - ры-ба, ра-ма. Может, из-за этой нежданной-негаданной любви и внезапный визит родного брата не очень ее обрадовал?
- Оксана - человек настроения, - объясняет Анна Терентьевна. - Когда появился Сергей, она почему-то надулась и в объятия не бросилась. А ведь вспоминала его с теплотой! И лишь когда он уехал, призналась, что мечтает жить в семье, как и любой нормальный человек. Теперь нет-нет да и спросит: когда Сережа меня заберет? А это пока невозможно: парень сам не устроен. Работает ассенизатором, живет в каморке.
Что побудило Оксаниных родителей вытолкать малютку в будку к дворняге? Внятный ответ на этот вопрос так и не найден. Одни соседи утверждают, что деградация их самих, беспробудное пьянство, которому дети лишь мешают и раздражают как живой укор. Другие вносят уточнение: отец не верил, что Оксана - его дочь, считал нагулянной.
Оксана родом из Херсонской области, мать давно в бегах, отец по-прежнему пьет, у него другая семья. Девочку спасли соседи, которые заявили в милицию о странном создании, бегающем по двору на четвереньках и по-собачьи чешущем ногой за ухом. Шестилетнего ребенка определили в херсонский детский дом "Одуванчик", отмыли, вывели блох, стали усиленно работать над развитием. Говорят, что целый год четвероногая "мать" Найда, оказавшаяся преданной и сентиментальной, тоскливо выла за забором, высматривая в толпе детей свою украденную "дочку". Настоящая же мать, почуяв, что дело пахнет уголовной ответственностью, поспешно исчезла.
Тосковала по прежней жизни и Оксана. Несмотря на усилия педагогов, она продолжала лаять, кусаться, бегать на четвереньках. Через год ее привезли в Одессу, в общество детей с умственными и психическими отклонениями.
Как утверждают специалисты, у Оксаны умственная отсталость в стадии имбецильности (средняя степень слабоумия). Но иногда она удивляет своей проницательностью - "эта травка полезная, жуй, чтоб живот не болел", "это плохой человек, бьет током". Учение девушке дается тяжело - не может запомнить все гласные, считая до двадцати, складывать еще не научилась. Но Сергей Николаевич верит в возможности терпения и труда, в то, что через пару лет Оксана возьмется за книжки.
- Я когда ее по телевизору увидел, подумал, что ей лет двенадцать, - вспоминает пенсионер, - а ей уже скоро двадцать. Ну ничего-ничего, душой-то она ребенок.
О "собачьем" прошлом Оксаны в интернате не вспоминают. Только журналисты, по словам Анны Чалой, никак не утихомирятся. Месяца два назад по Российскому телевидению опять промелькнул сюжет: у забора, на фоне сугробов воет на луну девочка-собака.
- Что это за телемонтаж? - удивляется Анна Терентьевна. - И забор не наш, и телевизионщики приезжали летом. Хорошо, что Оксана не видела, она так болезненно относится к тому, что про нее говорят и пишут. Тем более что она давно ведет себя адекватно. Ну а если и покусывает кого-то, расшалившись, так это из баловства. ..
Самой же главной и неутолимой страстью Оксаны остаются животные, особенно собаки и лошади. Посмотришь, с каким упоением она с ними возится, как обожают ее четвероногие, - и невольно усомнишься: а может, нет никакой олигофрении? Просто Бог наградил эту девочку, обиженную родителями, особым талантом - радоваться каждой букашке и понимать язык природы.
- Что такое счастье, Оксана? - спрашиваю осторожно, нарушив просьбу Анны Терентьевны говорить лишь о простейших вещах.
- Это мама, папа и много животных, - отвечает она без запинки, как давно ей известную истину. И (вот чудо!) в этот момент на плечо Оксане безбоязненно садится синичка, о чем-то по-свойски насвистывая в ухо.