ЛИВАДИЙСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

"Труд" сообщал о том, что Госдума РФ и Верховная Рада Украины в унисон ратифицировали Соглашение о формировании Единого экономического пространства, утверждены двусторонние договоры о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива и об украинско-российской границе. А в Крыму состоялась встреча президентов Владимира Путина и Леонида Кучмы, на которой они обменялись грамотами о ратификации упомянутых документов. Надолго ли воцарились в отношениях России и Украины согласие и взаимопонимание? Об этом в беседе с корреспондентом "Труда" рассуждает известный политолог, директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ.

- Сергей Александрович, насколько обоснованны утверждения некоторых российских СМИ о том, что двусторонние договоры выгодны прежде всего Украине и являются большой уступкой со стороны России?
- Необоснованны. Наиболее "незалежные" украинские СМИ утверждают, что договоры выгодны только России и являются платой Кучмы за поддержку со стороны Кремля. На самом деле одновременное подписание сразу трех договоров уравновесило меру выгоды для обеих стран. Договор о границе, безусловно, больше выгоден Украине, поскольку закрепляет право этой страны на территории, исторически населенные русскими: это Восточная Украина, Крым. Также подписание этого договора расчистит Украине путь в НАТО, куда не принимаются страны, имеющие территориальные проблемы. Стабильные границы помогут Украине во взаимоотношениях с Евросоюзом, требующим, чтобы восточные границы стран-участниц были максимально плотно закрыты.
Зато договор о совместном использовании акваторий Азовского моря и Керченского пролива очень выгоден России. Большинство коммуникаций российских портов в Азовском море, проложенные во времена СССР, и теперь находятся в территориальных водах Украины. Поэтому до заключения договора России приходилось довольно много платить украинским субъектам хозяйствования.
А договор о Едином экономическом пространстве (ЕЭП) в принципе выгоден всем его участникам. Хотя на сегодня это сосуд, который еще только предстоит наполнить вином. Шаг в направлении интеграции сделан важный, но если все ограничится только декларациями, то, продолжая наши параллели, виночерпии останутся без работы, сосуд так и останется пустым.
- Почему, на ваш взгляд, в отличие от всех остальных стран-участниц, Украина ратифицировала соглашение о ЕЭП с существенными оговорками? Инерция "самостийности"?
- Первая причина: украинская государственность еще очень молодая, страдает подростковыми комплексами. Все страны проходят через этот этап и было бы неправильно со стороны "взрослых" игнорировать трудности роста. Вторая причина: достаточно большая часть украинской политической элиты надеется быстренько войти в Евросоюз. Эти влиятельные люди полагают, что тесные отношения с Россией будут препятствием для интеграции в европейское сообщество.
- А действительно будут?
- Россия уверена, что ни в коем случае. Но в Евросоюзе переизбыток политиков, которые целенаправленно ведут провокационную деятельность против России. В частности, подбивают украинцев на противостояние с нашей страной, стимулируя заведомо невыполнимыми посулами. Эти деятели хотят создать ситуацию "управляемого конфликта" между Украиной и Россией.
Основания для антироссийской политики понятны - нас побаиваются. Россия пока не смогла продемонстрировать старушке Европе, что она тоже неотъемлемая часть европейской цивилизации, что россияне разделяют ценности других европейских народов. Опасения эти будут крепнуть тем больше, чем больше в Европарламенте, на Совете Европы мы будем демонстрировать выступления в стиле Жириновского, чем больше будем твердить о мифическом "особом пути".
Кстати, метания Украины между Россией и ЕС проявились сразу после подписания договоров. В Ливадийском дворце президент Кучма объявляет нынешним приоритетом Украины не вступление в ЕС, а дружбу с Россией. Украинский МИД тут же заявляет, что интеграция Украины в Европейский союз является более приоритетной, чем работа в Едином экономическом пространстве...
- Кто тут, скажем так, более честен: украинский президент или его внешнеполитическое ведомство?
- Украина не является великой державой, ей приходится "вертеться". Поэтому оба заявления по-своему правдивы. Киеву очень хочется в ЕС, но туда его пока не пускают. Поэтому сегодня для Украины реальная альтернатива Евросоюзу только союз с Россией.
- Так долго ли продлятся пока не слишком укорененные "мир да любовь" России и Украины? Не произойдет ли ревизия с приходом к власти новых сил? На Украине это может случиться довольно скоро...
- Новая метла метет по-новому. Если к власти на Украине придет принципиально новое политическое руководство, нас ждет серьезный пересмотр двусторонних отношений. Причем изменения могут быть как со знаком минус, так и со знаком плюс. Не исключено, и то что новый лидер будет проводить более пророссийскую политику, решительно идти на интеграцию с Россией. Хотя более вероятен, полагаю, вариант охлаждения отношений при новом руководителе. Парадокс ситуации в том, что 85 процентов населения Украины считает отношения с Россией приоритетными, но к власти может прийти политик, который будет зависеть не от граждан Украины, а от прозападных политиков-националистов и возглавляемого Бжезинским "польского клана" в Вашингтоне. Последним, кстати, глубоко наплевать на Украину, она для них - разменная пешка в игре против России...
Беседу вел