СХВАТКА ВОКРУГ "СТЕКЛЯННОГО КУПОЛА"

Острые споры вокруг проводимой в столице архитектурно-строительной реконструкции не стихают в последние годы. Яблоком раздора в среде московских архитекторов стала судьба столичных памятников. За последние годы около 500 из них подверглись комплексной реставрации.

Вообще универсального ответа на вопрос о том, каков допустимый уровень вмешательства реконструктора в творения прошлого, в мире не найдено. Еще в начале 60-х тема горячо обсуждалась на международных форумах под эгидой ЮНЕСКО. Архитекторы сошлись в одном: принцип "стеклянного купола" по отношению к историческим архитектурным застройкам применять не следует. Памятники должны быть обитаемы, полноценно жить вместе с людьми, а значит, их постоянное обновление неизбежно.
"Открытое письмо московской общественности, президенту и мэру", подписанное деятелями российской культуры, оставляет тягостное впечатление. Пожар "Манежа", инженерно-технические проблемы станции "Маяковская" в послании причудливым образом переплелись с заявлениями о "сознательном" уничтожении городской застройки XIX века, обвинениями в "катастрофической деформации" (!) городского центра. Вот так - ни больше, ни меньше. Подобные обвинения не могли остаться незамеченными городскими властями, и руководители столичного правительства пригласили авторов послания на "круглый стол" в одном из архитектурных памятников - "Белых палатах" на Пречистенке.
Сюда прибыли два первых заместителя московского мэра - Юрий Росляк и Людмила Швецова, главный столичный зодчий Александр Кузьмин и руководители рангом пониже. Ряды "подписантов" значительно поредели - из тридцати на встречу пришли только четверо. Их возглавил известный ученый, директор Института истории искусств Алексей Комеч. (Многие принимаемые решения проходят сегодня через экспертную оценку именитого архитектора.)
Сам Комеч начал свое выступление с признания: "Это письмо возникло помимо меня, я не был его инициатором". Вслед за этим он перечислил основные претензии к городским властям: памятники не реставрируются, а сносятся и отстраиваются заново, а Главное управление по охране памятников (ГУОП) выводит некоторые объекты культурного наследия из списка памятников...
- Но за последние годы у нас ни разу не была нарушена процедура согласования, - возразил Кузьмин. - Скажем, проект "Русский авангард" совсем недавно отклонили только потому, что он входил в охранную зону церкви.
А Юрий Росляк напомнил, что в процессе строительства Третьего транспортного кольца не была нарушена охранная зона ни одного памятника:
- Среди всех возможных вариантов тоннелей нам пришлось выбирать самый глубокий и, соответственно, самый дорогой, дабы не нарушить историческую среду. Мы на целый квартал отошли от Рогожской заставы, а попутно восстановили Александровские кадетские корпуса.
Заместителя мэра поддержала директор "Коломенского" Людмила Колесникова:
- Что представляло собой "Коломенское" до середины 90-х? - спросила директор. - Грандиозную свалку и полигон для бандитских разборок. Мусор копился десятилетиями. Если бы вовремя не занялись реставрацией - многие здания рухнули бы как карточный домик. Из одной только линзы под приказными палатами выкачали четыре тонны воды...
В итоге стороны договорились: решение вопросов сохранности архитектурного наследия стоит все-таки решать за "столом переговоров и совместных решений" между городской властью и общественными организациями, путем конструктивного очного общения, а не открытых писем.