А КТО ЕГЭ ЗНАЕТ?

Напомним: эксперимент по введению ЕГЭ в России стартовал в 2001 году. И сразу разделил научную и педагогическую общественность на тех, кто считает его лучшим, современным способом оценки знаний, и тех, кто видит в нем игру-угадайку. Еще в 2002 году противники эксперимента - учителя и директора школ, преподаватели вузов и академики - выступили против массового введения ЕГЭ, считая, что разовое тестирование учащихся не может служить достоверной оценкой результата обучения. В их так называемом "письме четырехсот", в частности, говорится: "Надо быть готовым, что после введения ЕГЭ сотни тысяч молодых людей лишатся права на высшее образование, столкнутся с проблемами в трудоустройстве". И приводится внушительный перечень аргументов против. Письмо направили президенту Путину. Особого эффекта оно не имело, а ЕГЭ тем временем поступательно входил в регионы.

Сейчас невзирая на отчаянное сопротивление отдельных вузов и педагогов эксперимент уже идет полным ходом. В этом году в ЕГЭ будут участвовать школьники 83 субъектов РФ. А с 2009 года он станет абсолютно обязательным на всей территории страны. Наша собеседница относит себя к тем, кто по-прежнему против.
- Здравствуйте, Ирина Ивановна! Белгород беспокоит, учитель-пенсионер Сергеев. Считаю, что с ЕГЭ не все продумано. Я читал вопросы и уверен, что далеко не каждый отличник ответит на них правильно. А вы сами не пробовали сдать ЕГЭ? Получилось?
- Пробовала, и не один раз. Экзамен по литературе очень сложный. А вот русский сдавать легко, потому что там существуют правила, которые нужно соблюдать. Это относится и к точным наукам. Если основы знаешь - найдешь правильный ответ. Поэтому, как филолог, я сдала ЕГЭ по русскому и получила неплохие результаты. Но мой научный интерес и сфера моих знаний, учебники, которые я писала, связаны с литературой. А здесь возникали большие сложности. Считаю, что такие предметы, как историю, литературу, сдавать по результатам ЕГЭ неверно, потому что фактические знания в этих дисциплинах совершенно не показательны в плане уровня образованности, умения излагать мысли, анализировать ситуацию. Особенно сейчас, когда даже уровень речевого поведения нашего нового поколения сильно упал. Многие дети просто плохо говорят. Это очень грустно.
- Вам звонит учитель русской литературы из Череповца Наталья Савельева. Меня волнует вопрос о структуре экзамена. Ведь тесты не позволяют оценить творческие способности ученика. Как быть с этим?
- На самом деле ЕГЭ по литературе построен довольно грамотно. Он состоит из трех частей. Первая позволяет проверить фактические знания, вторая - умение анализировать, а третья - творческие способности. И на первый взгляд кажется, что все в нем гармонично. Но проблема-то не в этом. А в том, как учителя готовят детей к ЕГЭ в школе. Они же сами еще не успели перестроиться! Раньше урок литературы был скорее замечательным театром мастера, который погружал школьника в атмосферу художественного произведения. Теперь ничего этого не нужно, это своеобразная игра "Что? Где? Когда?", а не умение понимать художественное произведение, постигать контекст. И здесь мы многое теряем. А вообще раз уж теперь вся страна сдает ЕГЭ, надо полностью менять методику и начинать подготовку к нему не в авральном режиме в 11-м классе, а где-то с 5 - 6-го классов. И беда в том, что учителя у нас еще не знают, как правильно это сделать.
- Ирина Ивановна, добрый день. Валерий Николаев, военнослужащий из Екатеринбурга. А как сказывается эксперимент на качестве знаний абитуриентов? Кто лучше учится - те, кто поступал по ЕГЭ, или те, кто сдавал обычные экзамены?
- К сожалению, плохо сказывается. Многие учителя буквально "натаскивают" детей только на сдачу этого экзамена, а страдает самое главное - качество знаний. Москва долго сопротивлялась. Наш вуз вступил в этот эксперимент только в прошлом году. Я как филолог убеждена, что знания абитуриентов, получивших высокие баллы на ЕГЭ, абсолютно не отражают реальной картины. Даже высшая оценка по 100-балльной шкале не соответствует тем пятеркам, которые мы ставили раньше нашим абитуриентам. Егэшники уже студенты второго курса, и они не лидеры у нас. Лидеры пока другие.
- Беспокоит Николай Воронков из поселка Вишневый Ставропольского края. Хочу спросить вот о чем: я заканчиваю 11-й класс, готовлюсь к ЕГЭ. Расскажите, пожалуйста, как устанавливается проходной балл в вузах, и можно ли поступать с результатами ЕГЭ сразу в несколько учебных заведений?
- Начну со второго вопроса. Да, вы имеете право подавать документы хоть в 10 вузов. Любой из них обязан принимать копию сертификата по ЕГЭ, и в этом его преимущество - для вас. Сдал успешно экзамен, набрал хорошие баллы, отправил по выбору в вузы и гуляй все лето, жди результатов. Но учтите, что большинство московских вузов, например, не работает в системе абсолютного ЕГЭ. Что это значит? Скажем, если абитуриент поступает к нам на филологический факультет, то он предоставляет результат ЕГЭ по русскому и должен еще сдать два экзамена по литературе - устно и письменно. И конкурсная ситуация, то есть проходной балл, определяется по сумме баллов, набранных в итоге всеми абитуриентами. А высший балл по ЕГЭ будет известен тогда, когда вся страна сдаст русский язык. Это может быть и 80, и 90, и 100 баллов. Мы к этому готовы, тем более что в этом году впервые будем базой проведения ЕГЭ.
- Я Светлана Морчукова, аспирантка МГТИ, дозвонилась к вам из Пскова. Скажите, как влияет ЕГЭ на конкурсную ситуацию в Москве?
- Плохо. Я бы сказала, что московские вузы от этого страдают. Посмотрите, что происходит. Регионы должны иметь равные права. Это основной лозунг, который выдвигают сторонники ЕГЭ. Но у нас теперь происходит другой процесс: в регионах вузы не могут набрать абитуриентов. Все же стремятся в Москву, в Питер! При этом абитуриент направил свои документы и в Тверь, и в Пермь. И поступил - там баллы ниже московских. Вдруг - о, радость! - проходной балл в Москве понизился, он прошел и туда. Значит, заберет свои документы из региона и поедет в Москву. А провинциальный вуз на него рассчитывал, и теперь там конкурс упадет. А с ним - и качество набора. Кстати: вы знаете, что вузам нынче позволено снижать порог до баллов, которые в школе считаются неудовлетворительными? Там он двоечник, а тут уже студент. А Москва перенасыщена. Ну какая необходимость сюда ехать? Жить негде, стипендия маленькая. А ведь в регионах есть замечательные вузы, где педагогические коллективы не хуже столичных. Но вот желание жить в центре - с этим ничего невозможно поделать.
- Я мама будущего абитуриента, Людмила Савченко из Ростовской области. Вот такой у меня вопрос: а куда подавать теперь жалобу, если мы не согласны с приемной комиссией? Раньше можно было поспорить, а теперь?
- Любой экзамен у нас можно оспаривать, потому что права человека защищены. Для этого существует специальная апелляционная комиссия. И когда объявляют результаты ЕГЭ, каждый абитуриент имеет право подать апелляцию. Его претензии будут рассмотрены. Но нужно помнить, что и в вузе, и в школе, и во время олимпиад это не возможность пересдать экзамен. Комиссия должна только установить объективность уже поставленной оценки, которая в результате может быть не только повышена, но и оставлена без изменений или даже понижена. Так что советую все хорошо обдумать, прежде чем "идти на грозу".
- Бываете ли вы за рубежом и чем отличается наш ЕГЭ от их национального тестирования?
- Хороший вопрос. Да, по должности я много бываю в Европе. И своими глазами видела, как проходит национальный экзамен в Америке, Германии, Италии. Приведу пример Америки. Там абитуриенты отвечают, по сути, только на вопросы, связанные со знанием проблемы. То есть фактически угадывают те или иные моменты. Да, у них есть фрагмент эссэ, который предполагает творческое самовыражение. Но к этому они готовятся заранее. В их тестировании нет таких жестких рамок, как у нас, больше простора для собственной интерпретации. Да, наша страна сейчас пытается перенять опыт Запада. Только у нас он как всегда, особо преломляется. И поэтому я пока не вижу больших положительных начал у ЕГЭ. Знания, безусловно, падают, вырабатывается исключительно прагматическое отношение к жизни, люди вообще перестают мыслить творчески. Мы фактически теряем тот потенциал, который всегда отличал Россию.
- Звоню из Владивостока, программист Владимир Корнеев. Мой младший брат в прошлом году не поступил в институт. А можно ли сейчас использовать свидетельство по ЕГЭ прошлого года?
- Нельзя. Сертификат ЕГЭ действует всего один год, такое правило. Для вашего брата есть вторая волна, когда абитуриент может прийти и сдать ЕГЭ в вузе. И вузы будут выступать базой этого ЕГЭ.
- Ирина Ивановна! Я учусь в выпускном классе, в Махачкале. Меня зовут Аня Миносян. Я точно знаю, что учителя помогают на ЕГЭ, иногда и решают за учащихся задачи. Разве это честно?
- Нет, Анечка, нечестно. Только я вот что вам скажу. Не знаю, как это все проходит в регионах, но когда нам на собрании преподавателей и руководителей приемных комиссий объявляют, что качество знаний по русскому языку лучше всех оказалось, например, у вас в Дагестане - верится с трудом. Конечно, все зависит от организации ЕГЭ... В прошлом году я сама участвовала в проведении ЕГЭ по истории. Поверьте, ни помочь, ни списать было невозможно! Условия рассадки таковы, что ребенок оказывается практически изолированным. В аудитории находятся специалисты совершенно другого профиля, это обязательно. Выйти из аудитории нельзя, перед началом экзамена абитуриентам или школьникам настоятельно рекомендуется посетить туалет заранее. Воспользоваться вспомогательными средствами невозможно. Математика и физика построены на формулах, там еще можно создать какую-то базу данных. А вот гуманитарные предметы - все даты, имена, факты зафиксировать нереально. Воспользоваться кимами тоже нельзя, потому что их такое количество, что даже председатель комиссии не знает, какой пойдет вариант, он выбирается в день экзамена. Задания пишутся не на компьютере, а на листочке - номера. Хакер не может знать, кто конкретно пишет задание. Вот наш профессор Ирина Викторовна Текучева. Она возглавляет комиссию ЕГЭ по русскому языку в Москве. Но не она одна составляет варианты, там задействовано очень много людей. И эти комплекты составляются на разных компьютерах. Поэтому если вам хакеры предлагают купить варианты ответов, не тратьте денег, у ЕГЭ очень серьезная защита. Совпадения, конечно, возможны, но я не стала бы верить в фантастические случайности.
- Я заслуженный учитель России Варенков Станислав Михайлович, из Омска. Ну вот уже и закон по ЕГЭ принят, и спорить вроде смысла нет. Но все же - что, по-вашему, нужно сделать, чтобы ситуация с ЕГЭ стала более понятна каждому?
- Я вижу сейчас много абсолютно не устоявшихся моментов. Вот мы заявили, что наша страна вступает в Болонский процесс - а готовности нет. Мы говорим, что вся страна будет обязана сдавать Единый государственный экзамен, а подготовки школьников нет. Да, есть очень хорошо подготовленная процедура. По всей стране закуплена техника, компьютеры, сам экзамен, его организация, документация, базы, парты, техника - все готово. Не готовы только школьники, которые в ужасе зубрят. С точки зрения Министерства образования все сделано. Деньги выделяются. Документы подготовлены. Юридически комар носу не подточит. Все протоколы оформлены. Дети пришли в нужные школы в нужное время и сели за нужную парту, гелевой ручкой написали задание. Но что у них там в голове - кто знает? И это страшно. Потому что начинать надо с другого. Подготовить учителей. В масштабе страны это же катастрофа: нет ни курсов повышения квалификации по ЕГЭ, ни специальных разработок. Отсутствуют методики. Да и учебники теперь нужно строить по-другому, потому что нынешние рассчитаны на размышление, а этого-то на ЕГЭ как раз и не нужно! Вот я сама была одним из авторов учебника по русской литературе для 5 - 11-х классов. Мы его готовили так, чтобы дети думали, рассуждали, читали и любили русскую литературу. Если хотим сделать качественный национальный государственной экзамен, в первую очередь нужно подумать о педагогических кадрах. Но как раз эту-то проблему пока никто особо и не поднимает! Более того, наше правительство вообще нацелено на то, чтобы сокращать бюджетные места в педагогических вузах, полагая, что эти профессии не востребованы. Но нельзя же судить по Москве! А в регионах катастрофа: не хватает учителей иностранных языков, русского, литературы, истории. Мы получаем огромное количество заявок. Страна кадрами не обеспечена, хотя педагогических вузов хватает. Поэтому я бы предложила создать еще один Национальный проект - по поддержке российского учительства. Только тогда ЕГЭ, раз уж он принят, будет давать позитивные результаты и принесет хоть какую-то пользу будущему России.