ФРЭНСИС ФОРД КОППОЛА: "Я НЕ СЧИТАЮ МАСТЕРОМ НИ СЕБЯ, НИ КОГО-ТО ДРУГОГО"

Сегодня выходит в прокат триллер "Молодость без молодости" Фрэнсиса Форда Копполы. Режиссер не снимал 10 лет, однако времени зря не терял: он выращивал виноград, делал вино, открыл ресторан в Сан-Франциско, построил отель на острове Белиз. Но, заскучав без духовной пищи, взялся за старое. Голливудский корреспондент "Труда-7" Галя Галкина встретилась с Фрэнсисом Фордом Копполой.

"Я ДУМАЛ ТАК, КАК ДУМАЮТ МНОГИЕ: "ВОТ ВЫЙДУ НА ПЕНСИЮ И НАПИШУ РОМАН"
- Как получилось, что винно-туристический бизнес взял вверх над кинобизнесом?
- После фильма "От всего сердца" в 1982 году на меня обрушились финансовые проблемы. Чтобы выплатить банку долг, я выпускал по фильму в год. На это ушло десять лет. После "Дракулы" в 1992-м я наконец-то рассчитался с банком. И стал более свободным человеком. Я подумал, что в 53 года мне пора найти свое место в кино, а не режиссировать по фильму в год: "О, посмотрите, какой хороший сценарий, из него получится прекрасный фильм! А этот актер мечтает поработать с вами!" И я решил найти достойный проект, которым оказался "Пиноккио".
Я вложил в него много времени и денег, но студии Warner Brothers не понравилась моя игровая версия истории про деревянного мальчика. А когда я предложил ее студии Columbia Pictures, то представители Warner сказали: "Это наш проект". Однако снимать фильм они не собирались. Поэтому я стал судиться с этой кинокомпанией. Но я выиграл, и студия должна была выплатить мне около 100 миллионов долларов. Я посмеялся и решил не тратить эти деньги. А через год вышестоящие судебные инстанции отменили это решение. Так часто происходит, когда вы судитесь с корпорацией. Тогда я подумал о том, что потерял на судебных издержках пять миллионов долларов, для получения которых работал очень тяжело. Но главным было то, что я потерял много времени - мне было уже 62 года. Я опять стал думать о том, что могу сделать в кино, и решил, что настало время для осуществления моей мечты. В моем решении не было ничего оригинального. Я думал так, как часто думают очень многие люди: "Вот выйду на пенсию и напишу роман". К счастью, после "Дракулы" я спросил у своей жены: "Если я сниму еще три фильма, смогу ли я использовать эти деньги на что-то свое?" И она ответила, что да, смогу. Студия Disney предложила мне снять фильм "Джек" с Робином Уильямсом. Потом меня попросили принять участие в работе над фильмом "Благодетель" по роману Джона Гришама - я писал сценарий и режиссировал. Потом я сказал себе: "Я могу еще сделать третий фильм".
Взял деньги, заработанные от двух предыдущих картин, и стал работать над "Мегаполисом". На этот проект у меня ушло четыре года - хотелось снять необычный фильм, который бы обновил язык кино. Я подумал: "Кинематографу только 100 лет. Почему же в этой области давно нет таких открытий, как, например, теория относительности Эйнштейна?" Однако после 11 сентября "Мегаполис" пришлось "заморозить". Перед тем как произошла эта трагедия, я продолжал работать над сценарием и уже начал снимать в Манхэттене. В моей утопической истории Нью-Йорк фигурировал как фантастический город. Но все, что было связано с Нью-Йорком, изменилось. Я попытался переписывать сценарий, делая акцент не на мусульманском радикализме, но так и не смог разобраться в этом.
"Мегаполис" стал для меня капканом, с тех пор я не брался за него. Но мой винный и туристический бизнес расцвели. Они стали такими же модными, как кинобизнес в 1960-1970-е годы. Американцы пьют много вина, и моя компания удваивает доходы каждый год. Извините за длинный ответ - я старался покороче, но вы сами спросили, как мой винно-туристический бизнес взял вверх над кинобизнесом...
- Ваш "Мегаполис" лежит на полке?
- Для меня "Мегаполис" - это как влюбиться в красивую женщину, которая не отвечает взаимностью. То есть вы не можете обладать своей избранницей, потому что она вас не хочет. А другая вам не нужна. И вы так преданны ей, как я фильму, который хочу снять. Это проблема, которую мне придется решить. Думаю, моя ошибка состояла в том, что я показал этот сценарий большому числу людей. Это необычный сценарий, как и "Молодость без молодости". Чем больше людей я спрашивал об этом фильме, тем больше получал ответов типа: "О, это необычный фильм! Но лучше бы вы сделали то, лучше бы вы сделали это". Реакция на сценарий "Мегаполиса" была похожей.
"Герой "Молодости" - пожилой человек, как и я, и он очень расстроен тем, что не может завершить начатое дело"
- Почему вы решили снимать "Молодость без молодости"?
- Мне очень понравилась одноименная книга румынского писателя Мирча Элиаде. Я прочел ее и подумал: "Вот это история! Каждый раз, когда я переворачиваю страницу, случается что-то необычное". Ее герой - пожилой человек, как и я, и он очень расстроен тем, не может завершить начатое дело. Затем случается неожиданное - он молодеет и совершенствуется. Раньше он не мог выучить китайский, а теперь разговаривает на этом языке совершенно свободно. Он не мог прочитать книгу, глядя на обложку, а теперь может, а потом он встретил девушку, влюбился в нее. Я получил большое удовольствие от съемок этого фильма.
Давайте подытожим. Я был влюблен в женщину, которая не хотела меня. Это мой "Мегаполис". Но затем я встретил хорошенькую румынскую девочку, которая предложила мне: "Бежим!" И я побежал - снял "Молодость без молодости".
- Как проходили съемки?
- Я решил, что профинансирую картину сам, чтобы не согласовывать ни с кем сценарий и не получить впридачу звезду, которую кому-то надо будет задействовать. Старался сделать все просто. Когда дело дошло до съемок, привлек двух коллег, которым доверяю, и оператора Михая Малаймера-младшего. Мне он нравился - молодой, талантливый и обходительный. Я поехал в Румынию со своей внучкой Джией, мы поселились в доме у моего американского друга, который купил контрольный пакет акций фармацевтической компании. В одном из офисов этой компании мы устроили кастинг румынским актерам. Съемки начались в октябре 2005 года и длились 85 дней. Это было похоже на интервью, в котором главный ответ - готовый фильм.
- Вы оградили себя от продюсеров и боссов голливудских студий. Вас интересовало, как зрители воспримут ваш фильм?
- Этот фильм сильно отличается от того, что вы обычно смотрите в кинотеатрах. Я уверен, что вы часто задаете себе вопрос: "Я случайно не смотрела эту картину?" Потом вы идете смотреть фильм типа "Любовь, сбивающая с ног" и думаете: "Я никогда не смотрела ничего подобного! Мне это нравится, потому что это оригинально". Думаю, зрителям трудно следовать за развитием сюжета "Молодости". Это происходит потому, что мало кто знает ответы на такие вопросы, как "Что случится, когда я умру?" или "Какая разница между снами и прожитым в реальной жизни?" Тем не менее я думаю, что они получат удовольствие от картины - в ней много прекрасных видов, хорошей музыки и актерских находок. Но для лучшего понимания ее лучше посмотреть еще раз.
- Почему вы выбрали на главную роль Тима Рота?
- Он хороший актер, но он никогда не был так успешен, как, например, мой племянник Николас Кейдж. Николас часто показывал хорошую работу, но однажды он сыграл в фильме "Покидая Лас-Вегас", и все поняли, что Ник на самом деле хороший актер. У меня возникло подобное чувство по отношению к Тиму Роту. Мне нужен был актер, который согласится играть человека на 25 лет моложе и на 25 старше своего возраста, который выучит китайский язык. И не бросит работу посреди съемок. Тим - очень интеллигентный человек, он много знает о кино. Такие, как он, - это или мучение для режиссера, или награда. Лично для меня Тим оказался наградой.
- Считаете ли вы себя мастером кинематографа?
- Все, кого я знаю, понимают, что для работы в кино надо очень много знать. Я не считаю себя мастером и не думаю, что могу кого-то назвать мастером. Когда вышел "Апокалипсис сегодня", он многим показался необычным. А сегодня вы не найдете в нем ничего удивительного. За последнее время вкусы киноманов изменились. Сейчас спрашиваю себя: "Что я хочу на самом деле: выиграть "Оскар", стать знаменитым?" Но у меня уже есть три "Оскара", я знаменит. Надеюсь, что у меня осталось время, чтобы снять что-то прекрасное. Я знаю, что подростки не сбегутся на этот фильм, но они обязательно посмотрят его, когда повзрослеют.
ПРО СЕМЬЮ
В отличие от своих ровесников, которые прославились в 70-е, Фрэнсис Форд Коппола, вероятно, единственный кинематографист, который до сих пор женат на своей первой жене - режиссере Элеонор Коппола. Они познакомились на съемках фильма "Безумие 13" - Фрэнсис был режиссером, Элеонор - ассистентом художественного директора. Через год они поженились. У них родилось трое детей - София, Роман и Джанкарло, который трагически погиб в возрасте 22 лет. 6 мая в Америке вышла книга Элеонор Коппола "Notes on a Life", в которой она очень искренне рассказала о своей семье, члены которой занимают ключевые позиции в кинематографе. Пока Элеонор занимается презентацией своей книги в Сан-Франциско, Фрэнсис Форд Коппола снимает в Буэнос-Айресе новый фильм "Тетро" о клане итальянских иммигрантов в Аргентине, для которого он сам написал сценарий. Выход картины, бюджет которой составил 15 миллионов долларов, намечен на 2009 год.
НАШЕ ДОСЬЕ
Отец "Крестного отца" Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в Детройте. Маленький Коппола очень много болел, поэтому ему разрешалось не ходить в школу, а сидеть дома и смотреть телевизор. Лежа в постели, он делал свой театр марионеток, а в десять лет снял на 8-миллиметровую отцовскую камеру первый фильм. Слава пришла к нему в 70-х, когда вышли фильмы "Крестный отец" (1972) и "Апокалипсис сегодня" (1979). За этим последовало несколько неудач и полуудач и долгие годы молчания. Последним заметным фильмом Копполы был "Дракула" с Гэри Олдменом и Киану Ривзом (1992). Пока Коппола продюсировал проекты других режиссеров (среди них "Таинственный сад" и "Сонная лощина") и возделывал собственные виноградники, Голливуд гораздо больше занимала его дочь София, которая деловито снимала артхаус во славу Скарлетт Йохансон ("Девственницы-самоубийцы", "Трудности перевода"). "Своего" фильма Коппола ждал пятнадцать лет, пока не встретился с романом румынского магического реалиста Мирча Элиаде, по которому и снял фильм "Молодость без молодости".