Меняем спагетти на творог

Потребительское поведение граждан за последние полгода серьезно изменилось, утверждают социологи исследовательского холдинга "Ромир". С начала кризиса российские семьи массово отказываются от еще вчера модных йогуртов и спагетти в пользу традиционных продуктов.

Чем крупнее город, тем экономнее сегодня ведут себя его жители. Так, в конце апреля расходы москвичей сократились по сравнению с предыдущей неделей на 11%, в городах-миллионниках семейные траты урезались на 8%. В то же время в населенных пунктах с численностью жителей до 1 млн. человек затраты граждан на повседневные покупки выросли более чем на 7%.

"В малых городах люди живут от зарплаты до зар-платы, а опрос проводился в 20-х числах, когда ее как раз давали", - пояснил "Труду" президент "Ромира" Андрей Милехин.

По словам гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, для среднего слоя россиян экономия сегодня носит не качественный, а количественный характер. "Они покупают те же товары, что и до кризиса, но в меньших объемах", - отмечает Федоров.

Исследование "Ромира" также зафиксировало эту тенденцию. Так, число покупателей коньяка из-за кризиса не изменилось, однако средний месячный объем покупки в этом году снизился почти до 0,5 л с прошлогодних 0,75 л.

Социологи отмечают, что больше всего россияне стали экономить на продуктах питания. Так, о сокращении своих затрат на еду ФОМу заявил каждый третий респондент.

Данные "Ромира" свидетельствуют: начался массовый переход на более дешевые марки. Например, спрос на макароны стоимостью до 43 рублей вырос с сентября по февраль на четверть. На столько же упала популярность дорогих сортов спагетти. Другая тенденция, на которую обращают внимание социологи: возвращение популярности кефира, майонеза и творога.

В мае, считают эксперты "Ромира", началась новая волна экономии расходов россиян на повседневные нужды. Причин две: доходы сокращаются, сбережения подходят к концу.